История возникновения мерчендайзинга

  История возникновения мерчендайзинга

Термин «merchanding» происходит от английского merchandise — торговать. Окончание -ing придает слову динамичность и обозначает процесс торговли как важное средство маркетинговой коммуникации.

Как появился мерчендайзинг

Мерчендайзинг как искусство розничной торговли появился во времена, когда денег еще не было, торговля строилась на натуральном обмене, а покупатели нередко говорили на разных языках с торговцами. Отсюда пошло главное правило мерчендайзинга — покупателю все должно быть понятно с минимальными пояснениями продавца. Умение красиво и правильно выложить товар, грамотно организовать торговое место приносило хорошую прибыль меновым торговцам.

В последующие века это искусство совершенствовалось, вырабатывались определенные правила мерчендайзинга, продавцы использовали различные средства для придания магазину индивидуальности. В те времена масштабы торговли позволяли владельцу лавки контролировать мерчендайзинг самостоятельно. Способствовал этому и широко распространенный в торговле семейный бизнес.

Хозяин видел все взаимосвязи между:

  • продвижением товара и формированием лояльности покупателей к его торговой точке; контингентом покупателей и оформлением магазина;
  • различными вариантами выкладки и динамикой продаж;
  • благосостоянием покупателей и ассортиментом товара в магазине;
  • поведением продавцов и реакцией покупателей.

В семейном бизнесе опыт розничной торговли накапливали десятилетиями и даже веками, при этом предприниматели старались не делиться секретами успешных продаж.

Мерчендайзинг в эпоху индустриализации

В Конце XIX-го — начале XX-го веков возникло и начало развиваться фабричное и машинное производство. Перед производителями стояла задача создавать качественные товары для массового потребления. Некоторые воплощали в жизнь идеи Адама Смита о необходимости разделения трудового процесса на отдельные операции.

Особенно преуспел в деле формирования нового типа управления Фредерик Тейлор, американский инженер. Он заложил основы научной организации труда и менеджмента. Множество товаров и услуг стали доступны рядовому потребителю. Но этот процесс неизбежно имел и обратную сторону: разрыв между производством и торговлей, резко возросшая конкуренция между производителями, которая носила в тот период ценовой характер. В первую очередь это отразилось на оформлении товара: производители экономили на внешнем виде и упаковке, поэтому продукция выглядела серой и невзрачной, хотя и была доступна по цене. Именно в тот период обнаружилось, что покупатель готов платить больше за товары, хотя и произведенные кустарным способом, но привлекательные внешне.

Мерчендайзинг в XX веке

К началу XX века стало очевидным, что усилия по снижению себестоимости без улучшения внешнего вида и эргономики товаров не могут дать большой прибыли. Производители товаров в европейских странах и США, стали обращать больше внимания на эстетическую сторону. В этот период промышленный дизайн выделился в отдельное направление, и появилась профессия промышленного дизайнера.

Бурный рост торговли приводит к появлению большого числа продавцов, которые не имеют достаточной квалификации и опыта общения с клиентом. Уходят в прошлое традиции долгосрочных связей между продавцом и покупателем. Предпочтение отдается количеству, а не качеству: большее число разовых покупок оценивается выше, чем лояльность покупателя.

В период потребительского бума после Второй мировой войны возникает потребность в обучении продавцов искусству мерчендайзинга. В это же время мерчендайзинг становится самостоятельной профессией. Это связано с тем, что мерчендайзеру ставят более сложные задачи: растут торговые площади, значительно увеличивается количество наименований и ассортимент товара, что затрудняет возможность управления процессом продаж.

В конце 50-х — начале 60-х годах на стыке маркетинга, психологии и социологии сформировалась наука о поведении потребителей. Исследование поведения потребителей производят постоянно —  использование их обобщенных результатов помогает руководителям торговли. Перенасыщенный однотипными товарами рынок продавца перерастает в рынок потребителя. На этом рынке неизбежно сталкиваются интересы производителей, поставщиков и розничных торговцев, и одной из задач мерчендайзинга становится их согласование.

Со временем почти все поставщики создают личные команды мерчендайзеров. Следующий шаг в оптимизации мерчендайзинга — появление рекламных и BTL-агентств. Они оказывают услуги по мерчендайзингу для производителей и дистрибьюторов. Повсюду создают фирмы, которые владеют теоретическими и практическими навыками и берут на себя ответственность за работу с продуктами в рознице.

Мерчендайзинг сегодня — одно из направлений маркетинга. Его цель — стимулировать розничные продажи с помощью привлечения внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия продавца.

 

31.08.2023
Чем привлекательна профессия веб-дизайнер?

Чтобы сайт оправдывал цель создания — важно добиться хорошей посещаемости

21.12.2023
Особенности настройки рекламы для интернет-магазина автомобильных шин

Аудитория, контент, каналы продвижения, сегментация

18.12.2023
SEO Стратегии для продвижения в Яндексе и Google

Чтобы сайт оправдывал цель создания — важно добиться хорошей посещаемости