Газетная реклама в XIX веке

В начале XIX в. появилось сразу несколько новых газет: «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802 г), «Сенатские ведомости» (1809 г), «Гений времен» (1807 г). Тем не менее, на развитии газетной рекламы это практически никак не сказалось, потому что частные объявления по-прежнему разрешалось печатать только в «Санкт-петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях». В этих двух главных российских газетах сохранялась та же структура, что и в XVIII в. – больше половины содержания газеты было представлено объявлениями рекламного характера. К 1810 г число рубрик в этих газетах увеличивается, среди них можно было наблюдать: «Подряды», «Продажа движимого и недвижимого имения», «Отдача в наем или на откуп», «Продажа с публичного торгу», «Потерянные вещи», «Найденные вещи», «Желающие вступить в должность или в услужение», «Предостерегательные», «Смесь: продажа, прокат», «Приехавшие», «Отъезжающие», «О вызове наследников, должников, кредиторов», «О книгах», «О лотереях», «Покража», «Перемена квартир». Такой объем объявлений размещался в «Прибавлениях», но даже там разделялся на несколько частей.

К началу 1930-х гг. объем рекламы в «Санкт-петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях» сокращается за счет появления региональных и специализированных изданий. В этот период имело место явление, названное коммерциализацией прессы. Частные газеты все еще контролировались со стороны государства, и размещение частных коммерческих объявлений в них оставалось под запретом. Некоторые издания находили выход из создавшейся ситуации, например, в «Северной пчеле» (1825-1864 гг) появилась скрытая реклама. В разделах «Моды», «Новые книги», «Зрелища», помимо обзоров и рецензий, можно было найти информацию о соответствующих товарах или услугах.

В пореформенный период (имеются в виду реформы, пришедшиеся на 1860-е гг., главной из которых была Отмена крепостного права в 1861 г) государство отменило монополию на публикацию частных коммерческих объявлений, оставив, однако, за собой право контролировать издателей. Лидером среди частных газет этого периода была газета «Голос», издаваемая А. А. Краевским. С первых же номеров в «Голосе» печатается объявление о приеме материалом рекламного характера: «Принимаются казенные и частные объявления, рекламы, всякого рола оповещения, библиографические известия, торговые прейскуранты и т. п. на всех европейских языках». Любопытно, что именно в «Голосе» впервые появляется так называемая межличностная реклама, а именно жанр некролога, который затем перемещается и в другие успешные издания.

К концу XIX века вербальная часть рекламных объявлений в газетах сокращается, зато появляются иллюстрации. Рекламу «Коньяка Шустова» исследователи считают характерным примером лаконичности и сбалансированности вербальной и графической частей: «На черной полосе крупно два слова «Коньяк Шустова». Через пробел на белом фоне буквами помельче; «Везде» - без  восклицательного знака, спокойно, с чувством собственного превосходства и безграничного достоинства. Три маленьких украшения имел этот слоган: фирменный знак вначале, три звездочки, разделяющие слова «коньяк» и «Шустов», что давало совершенно определенную ассоциацию – коньяк Шустова – качественный – царский напиток» (Макашина Л. П. Русская реклама. Отечественная практика. – Екатеринбург, 1995).

В начале XX века, в связи с русско-японской войной и первой революцией, объем рекламы в частных изданиях сокращается в пользу размещения социальной рекламы, в частности, информации о различных благотворительных акциях. Новшеством начала XX в. становятся брачные объявления, а в 1906 г начинает выходить «Брачная газета».

система комментирования CACKLE

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.

17.10.2016
Интернет-маркетинг накануне 2017 года, что в остатке?

Тенденции интернет-маркетинга в 2016 году, которыми нельзя пренебрегать.

12.10.2016
Рейтинги социальных сетей в 2016 году

Какие социальные сети оказались на первом месте в Росси и в мире?

16.09.2016
В октябре в Москве покажут «Каннских львов»

Москвичи смогут по достоинству оценить лучшие рекламные работы 2016 года.