Советский социальный плакат
Великая Октябрьская революция 1917 г положила конец капиталистическому развитию России, рыночные отношения были ликвидированы, промышленные предприятия национализированы, была введена монополия на рекламную деятельность. Таким образом, развитие коммерческой рекламы было приостановлено и возобновилось уже после Гражданской войны, когда в стране стали появляться государственные рекламные агентства, такие как «Мосторгреклама», «Рекламтранс», «Промреклама». Постепенно реклама начинает появляться в общественных местах, причем не только коммерческая, но и социальная. Распространение этого вида рекламы было необходимо государству для пропаганды нового советского образа жизни. В первую очередь, социальная реклама проводила черту между советскими гражданами и гражданами западных стран, яркий пример социального плаката на эту тему – работа, выполненная «Объединением художников-реалистов» со стихотворением Д. Бедного «Ночная панель»:
Вот чему должна быть крышка,
Вот вести с чем надо бой:
Строя старого отрыжка
На панели пред тобой!
Перья, пудра, краски, мушки,
Блеск поддельной красоты,
Продающиеся «душки»,
Безобразные коты.
Беспорядки, вредные привычки были признаны «врагами культурной революции»,и государство всячески с ними боролось. Чаще всего художники, работающие в жанре социального плаката, обращались к темам алкоголизма, тунеядства, распущенности, пропаганде здорового образа жизни и т. д. В 1929-1930 гг. в Советском Союзе шла антиалкогольная компания: плакат Буланова «Папа, не пей!» 1929 г с использованием техники фотомонтажа и плакат группы художников ИЗОРАМа «Помни, когда ты пьешь, твоя семья голодна» 1930 г выделяются из общей массы своим подчеркнуто трагическим настроем. Отдельно плакатисты обращались к теме пьянства на рабочем месте, в целом, алкоголь, как и другие пороки, представал как враг Советского Союза.
Начиная с 1930-х гг. особое внимание уделяется переживаемой страной индустриализации, плакаты взывают к трудовым свершениям, в том числе со стороны женской части населения: такие работы как «Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!» (Г. Шегаль, 1931 г), «Делегатка, на ударную уборку полей!» (В. С. Сварог, 1930 г) являются характерными примерами пропаганды трудового подвига. Не менее известен плакат «За пятилетку в четыре года», агитирующий людей опережать друг друга, выполняя государственный план.
В послевоенный период диапазон тем социальных плакатов расширяется, появляются плакаты, посвященные поведению советского гражданина на работе, в общественных местах, пользе спорта, образованию, например работы 1948 г «Учись отлично!» (Нестерова-Берзина) и «Обслужим культурно каждого посетителя» (Шубина Г. К.). Плакаты 1960-х гг. косвенно отражают тему Холодной войны, например, плакат 1968 г «Американская свобода в руках душителей народа» (Кукрыниксы). В то же время такие работы как «Миру – мир» (Каракашев В. С., 1965 г) и «Нам нужен мир» (Громыко М., 1973 г) подчеркивают общий мирный настрой советских граждан. В 1980-е гг. к вышеперечисленным темам добавляется тема «Олимпиады-80».
В целом необходимо отметить, что на протяжении всего советского периода социальная реклама отражала практически все стороны жизни общества, агитировала, поддерживала, взывала к чувству долга. В жанре социального плаката работало огромное количество художников, и их работы можно было видеть во всех общественных местах. Социальная реклама воспитывала советских граждан, укореняла в них чувство причастности общему делу, прививала советские идеалы.