Советский киноплакат 1920-х гг

  Советский киноплакат 1920-х гг

В 1920-е гг., в связи с тем, что советское кино переживает подъем, активно развивается жанр киноплаката, в котором используется метод фотомонтажа. «Под понятием «фотомонтаж» подразумевают использование фотоснимков в качестве изобразительного материала. Комбинацию фотографий вместо комбинации и композиции художественных элементов. Смысл замены заключается в том, что снимок не отражение факта художником в рисунке, а точно схваченный и зафиксированный факт. Точность и документальность дают такую силу впечатления, какое для живописи и графики недопустимо. Плакат с фотографиями действует сильнее, чем плакат с рисунками на ту же тему» (А. М. Родченко, цит. по кн.: Волков-Ланнит Л. Ф. Александр Родченко. М., 1968 г).

Родченко1924

А. М. Родченко был одним из первых художников, работавших над киноплакатами для советских фильмов, самые известные его работы – «Шестая часть мира», «Броненосец Потемкин». Классиками советского киноплаката также считаются братья Стенберги – Владимир Августович и Георгий Августович, их творческое содружество называлось «2 СТЕНБЕРГ 2». Обращение к методу фотомонтажа они поясняли так: «Обращаясь к работе над плакатом, заметим, что здесь мы работаем, прежде всего, монтажом. С другой стороны, даем и здесь конструкцию. Мы даем плакат броский, который мог бы, что называется, огорошить зрителя, остановил бы его внимание, что и требуется, прежде всего, для плаката. Для этой цели мы совершенно свободно обращаемся с материалом…. Не соблюдаем пропорций как между несколькими предметами, так и между отдельными деталями их, переворачиваем фигуры и т. п. – словом, используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего» (В мастерской братьев Стенберг.//Рабис, 1928, №49).

Стенберги1920-е

 

Теорию монтажа первыми стали разрабатывать Дзига Вертов и С. Эйзенштейн, хотя монтаж каждый из них понимал по-своему. Их фильмы способствовали развитию киноплаката. Дзига Вертов писал: «Киночество есть искусство организации необходимых движений вещей в пространстве и времени – ритмическое художественное целое, согласное со свойствами материала и внутренним ритмом каждой вещи», «Да здравствует динамическая геометрия, пробеги точек, линий, плоскостей, объемов, да здравствует поэзия двигающей и двигающейся машины, поэзия рычагов, колес и стальных крыльев, железный крик движений, ослепительные гримасы раскаленных струй» (Д. Вертов. Мы. Вариант манифеста. - «Кино-фот», №1, 1922).

Стенберги1920-е

Еще одно известное имя в киноплакате 1920-х гг.— Николай Прусаков. На плакате к фильму «Большое горе маленькой женщины» он смонтировал женское лицо и шляпу мужчины-невидимки на фоне города. На плакате к фильму «Стеклянный глаз» Прусаков продолжает обыгрывать тему пары людей: мужчина и женщина танцуют, прижавшись щекой к щеке, и вдруг зрителю бросается в глаза, что мужчина-коротышка просто болтается в воздухе, а его слишком короткие ноги не достают даже до колен партнерши. В плакате присутствует элемент сюрреализма: туловище фотографа представляет собой кинокамеру. Несколько самых удачных своих работ Прусаков создал в сотрудничестве с Григорием Борисовым. В плакате к фильму «Двойник поневоле» художники сумели передать невероятное напряжение сидящих близнецов, изображенных таким образом, что видно, как они стремятся оттолкнуться друг от друга, в то время как линии, образующие их туловища, тесно переплетены. Плакат к фильму «Закон и долг/Амок», на первый взгляд, отображает идею литературного произведения, однако Прусаков и Борисов сумели избежать прямого экскурса путем эффектного сочетания вибрирующих линий, экстравагантных цветов и черно-белых фотографий.  

В 1930-х гг. с экспериментами в искусстве, в том числе и в плакате, было покончено в связи с введением метода соцреализма.

31.08.2023
Чем привлекательна профессия веб-дизайнер?

Чтобы сайт оправдывал цель создания — важно добиться хорошей посещаемости

21.12.2023
Особенности настройки рекламы для интернет-магазина автомобильных шин

Аудитория, контент, каналы продвижения, сегментация

18.12.2023
SEO Стратегии для продвижения в Яндексе и Google

Чтобы сайт оправдывал цель создания — важно добиться хорошей посещаемости