Российская ярмарочная реклама

Российские ярмарки долгое время были единственной формой межрегионального сообщения, поэтому люди стремились посетить ярмарку не только чтобы приобрести что-нибудь, но и чтобы услышать последние новости политического и экономического характера.

К началу XIX века в России насчитывалось более 1700 ярмарок с миллионными оборотами, самая известная среди них – Нижегородская ярмарка, которую посещало 135 тысяч человек в день.

Конкуренция среди торговцев на ярмарках была очень ощутимой, так как продавцы того или иного товара вынуждены были стоять в одном ряду со своими конкурентами: так существовали сапожный ряд, калашный ряд, охотный ряд и др. В связи с этим торговцам приходилась всеми силами привлекать внимание к собственному товару, и дело не обходилось односложными выкриками типа «Калачи! Калачи!», потому что в ярмарочном шуме подобные «крики» просто не были слышны. Чаще всего торговцы прибегали к выкрикам в стихотворной форме: различные песенки и прибаутки могли привлечь потенциального покупателя не столько рекламным, сколько развлекательным характером. Например:

«Оладьи, оладушки,

Для деда, для бабушки.

Для малых ребяток,

На гривну десяток.

Кушайте, питайтесь!

В тоску не ударяйтесь!

На нас не обижайтесь!

Пускай тухло да гнило,

Лишь бы сердцу вашему было мило!»

Простота, особый национальный юмор, использующийся в таких прибаутках, был рассчитан на соответствующего потребителя, и потому всегда находил отклик у адресата. Торговец, подшучивая над покупателем и над самим собой, создавал радостную, позитивную атмосферу вокруг продажи и тем самым стимулировал потребителей к совершению покупки.

Выкрики рекламного характера можно было услышать не только от продавцов, но и от ярмарочных зазывал, которые завлекали публику посетить развлекательные аттракционы – балаганы. Балаганы представляли собой шатры или временные деревянные постройки, которые ярко раскрашивались снаружи. Зазывалы, обслуживающие балаганы, назывались ряжеными дедами, карусельными дедами и т. п. Зазывы дедов также отличались юмором и грубоватостью:

«Честные господа,

Пожалуйте сюда!

Здесь вы увидите

Вещи невиданные,

Услышите речи

Неслыханные,

Чудо-чудное,

Диво-дивное –

Заморские комедии!

Скорее, скорее –

Почти все места заняты».

Помимо устных приманок, балаганные деды использовали приемы так называемой театрализованной рекламы: они разыгрывали небольшое представление или пантомиму с целью привлечь народ. Чтобы стать зазывалой требовались определенные навыки: умение рассказать анекдот, развеселить публику, причем не только простолюдинов, но представителей разных сословий.

Одним из специфических развлечений российских ярмарок был раек – вариант «зрелищной шарманки», в которой можно было посмотреть нечто вроде примитивного мультфильма. В сюжете мультфильма обязательно присутствовало движение –путешествие или прогулка («Прогулка по Москве», «Прогулка в Царское село»). Райки обслуживали специальные люди – раешники, их завлекательные прибаутки назвались «раешным стихом». Раешный стих – считается особой разновидностью фольклора, также можно отметить, что в этом жанре формировались отличительные черты устной российской рекламы:

«Покалякать здесь со мной

Подходи народ честной,

И парни, и девицы, 

И молодцы, и молодицы,

И купцы, и купчихи,

И дьяки, и дьячихи,

И крысы приказные,

И гуляки праздные.

Покажу вам всякие картинки,

И господ, и мужиков в овчинке.

А вы прибаутки, да всякие шутки

С вниманием слушайте,

Яблоки кушайте,

Орехи грызите,

Да карманы свои берегите –

Облапошат!»

Подобное неожиданное завершение раешного стиха также является особенностью этого жанра – раешник, как и зазывала, потешался не только над публикой, но и над собой.

Таким образом, можно сформулировать характерные черты устной российской рекламы:

  1. Юмористический характер;
  2. Рифма;
  3. Ритм (рекламные выкрики превращались в речитатив);
  4.  Простота.

 

Раек

система комментирования CACKLE

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.

17.10.2016
Интернет-маркетинг накануне 2017 года, что в остатке?

Тенденции интернет-маркетинга в 2016 году, которыми нельзя пренебрегать.

12.10.2016
Рейтинги социальных сетей в 2016 году

Какие социальные сети оказались на первом месте в Росси и в мире?

16.09.2016
В октябре в Москве покажут «Каннских львов»

Москвичи смогут по достоинству оценить лучшие рекламные работы 2016 года.