История PR в лицах. Князь Владимир

Князь Владимир – сын князя Святослава, рожденный от наложницы. С его именем  связано одно из переломных событий в истории не только нашей страны, но и всего мира – принятие Русью православной христианской религии.

Личность Владимира в легендах описывается с помощью приема «до и после». До крещения летописец рисует его в черных красках, после крещения – крайне благодушным и проникнутым духом христианской любви. Такой прием призван показать чудо крещения, полное преображение князя и наделение его христианским благочестием. В действительности же личность Владимира представляется достаточно сильной и деятельной, а его «черные» дела, такие как, например, убийство единокровного брата, князя киевского Ярополка, на самом деле обычны для того времени, когда политика строилась по законам рыцарских турниров.

Став князем киевским, Владимир упрочил пошатнувшееся могущество Руси, расширил границы благодаря походам на Польшу, вятичей, Литву, радимичей, болгар, укрепил государство всех восточных славян. В то же время он чувствовал, что надежной основой для единства земель может быть только идеологическая основа, то есть, по тем временам – религия. Первоначально Владимир предпринял попытку установить единый языческий культ из шести богов во главе с Перуном – богом грозы и войны. Но позднее, как мы знаем, обратился к мировым религиям и остановил свой выбор на православии – религии Византии. Источники отмечают, что христианство легко уживалось в народе с языческими суевериями.

История и по сегодняшний день не располагает достоверными фактами относительно причины принятия именно этой религии. Можно предположить, что воюя с Византией, Владимир воочию убедился в том, какой силой для сплочения народа обладает христианская вера.

В летописных источниках содержится классический пример пропаганды, облеченной в форму мифа, о том, как князь пожелал выбрать религию и как приходили к нему послы магометанской, католической и иудейской веры и рассказывали о своей религии, и как князь по очереди отвергал их. При этом он использовал различные аргументы: отвергая ислам – гедонистические (не есть свиного мяса и не пить вина), духовно-патриотические – при отказе от католичества (отцы наши не приняли этого), и, наконец, аргументы логики при отказе от иудаизма (а где земля ваша?). Так что можно предположить, что над этой легендой трудились специалисты, которым были знакомы законы риторики и управления общественной коммуникацией[1], скорее всего, византийцы. Сам миф изложен простым и доступным каждому языком, что также свидетельствует о хорошей пропагандистской работе.

Далее в летописи говорится о том, что Владимир посылал доверенных людей в религиозные центры, чтобы они смотрели и рассказывали о своих впечатлениях. И они рассказали, что в исламской религии нет добра, в католической – красоты, а греческая религия необычайно красива, и в их храмах «Бог пребывает с людьми». На что Владимир спросил: «Где примем крещение?» и они ответили: «Где тебе любо». То есть, из письменных источников мы не можем определить, почему была выбрана, в конце концов, религия византийцев. Зато эти источники однозначно говорят о невозможности другого выбора.

Существует множество преданий о том, где крестился Владимир. По одной из версий, он принял крещение в городе Корсуне (Херсонесе), после того, как завоевал этот город у греков. В это же время он послал в Царьград к византийским царям-братьям Василию и Константину, требуя за себя замуж их сестру Анну. Те в ответ сказали, что не могут выдать сестру за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. После его крещения произошло примирение с греками и, возвратившись с православным духовенством в Киев, Владимир крестил Русь.

Очевидно, что принятие православия означало бы подчиненность Византии, но Владимир избежал этого, заключив династический брак, породнивший его с царским домом.

Между тем Владимир активно занимался распространением веры, строил церкви, крестил подданных. Киевской церкви Богородицы назначил десятую часть княжеских доходов. Безусловно важным и необходимым для укрепления новой религии было принятое князем решение о распространении книжного просвещения. Уже через 20 лет на Руси появилось новое поколение людей, которые и стали основателями христианского общества и проводниками образованности в государстве.

Историки отмечают, что несомненный успех князя у народа связан с тем, что политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.

Как бесспорно удачные PR-акции выглядят всем известные пиры и празднества, которые князь устраивал не только с боярами, но и со всем народом. К тому же эти акции работали не только на образ самого Владимира, но и на новую религию, поскольку устраивались, главным образом, по большим церковным праздникам и по случаю освящения церквей.

Упрочению образа благодушного правителя помогало также и принятое решение об отмене смертной казни и возвращении наказания денежной пеней.

Князь Владимир, названный Святым и равноапостольным, одновременно выступает ярчайшим героем народного эпоса. О его правлении сложено множество былин, прекрасных образцов устного народного творчества, где он – Владимир Красно Солнышко – предстает перед нами как олицетворение государственной власти на протяжении многих и многих веков.

Анна Арзуманян


[1] В. Мединский Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер,2008.

система комментирования CACKLE

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.

17.10.2016
Интернет-маркетинг накануне 2017 года, что в остатке?

Тенденции интернет-маркетинга в 2016 году, которыми нельзя пренебрегать.

12.10.2016
Рейтинги социальных сетей в 2016 году

Какие социальные сети оказались на первом месте в Росси и в мире?

16.09.2016
В октябре в Москве покажут «Каннских львов»

Москвичи смогут по достоинству оценить лучшие рекламные работы 2016 года.