История PR в лицах. Князь Олег

Происхождение термина паблик рилейшнз принято связывать с началом XIX века, когда этот термин впервые прозвучал из уст президента США Томаса Джефферсона во время его обращения к конгрессу в 1807 году. Как профессиональный термин и вид профессиональной деятельности PR опять же рассматривается в неразрывной связи с американским бизнесом и развитием американской PR-деятельности.

Однако, как это часто бывает на практике, сравнительно новое явление совсем не является новым, а имеет достаточно богатую историю и уходит своими корнями «вглубь веков». Другое дело, что вплоть до XIX века к этому явлению не применялся научный подход, и так называемые практики PR-деятельности действовали по наитию и исходя из накопленного опыта общения с «общественностью». Второй особенностью «древнего» периода развития PR является то, что PR этот – политический и связан он с искусством государственного управления.

Попытаемся рассмотреть некоторые исторические примеры успешного PR, относящиеся к тому периоду, когда еще только зарождалась русская государственность .

Итак, один из ярких героев Древней Руси – варяжский князь Олег, ставший князем киевским, и одержавший победу над Константинополем.

Годы правления Олега определяют как 879-912. Согласно историческим свидетельствам, Олег – варяжский (норманнский) конунг, силой и обманом захвативший Смоленск, Любеч и Киев и ставший во главе огромного соединенного войска почти всех славянских племен. Олегу удалось объединить главные города по великому водному пути «из варяг в греки», подчинить славянские племена, ранее не подчинявшиеся Киеву, совершить удачные походы на Царьгад (Константинополь), документированные договорами 907 и 911 годов. После победоносного похода на Византию Олег вернулся в Новгород, откуда отправился в Ладогу, после чего след его теряется. Его могилы указывали в самых разных местах – и в Старой Ладоге, и под Киевом.

Историки отмечают, что удача Олега произвела глубокое впечатление на Русь. Вследствие этого сложилось множество песен, из которых летописцы, в свою очередь, составили легенды, известные всем с детства: благодаря тому, что Олег не стал пить отравленное вино, предложенное греками, якобы, в честь примирения, его прозвали «вещим», что значит мудрый, знающий то, что другим не дано знать. Из песни родилась легенда о том, что Олег поставил свои корабли на колеса и посуху, на парусах через поля пошел к Царьграду. Также из песни появилась легенда о щите, прибитом на ворота Царьграда в знак окончательной победы русских племен. В определенном смысле это символическое действие заложило внешнеполитическую доктрину присутствия России на Балканах и вообще в Европе.

Последняя легенда, связанная с именем Олега, это его смерть от укуса змеи. Как мы помним, опять же из детства, Олегу была предсказана смерть от его любимого коня. Он оставил коня на попечение конюхов, а через несколько лет узнал, что конь умер. Далее в летописи говорится, что Олег посмеялся над сделанным предсказанием и над останками коня, но когда ступил ногой на его череп, из черепа выползла змея и ужалила его. В известном стихотворении А. С. Пушкина приводится несколько другая трактовка: князь Олег приходить на могилу коня, чтобы отдать дань памяти, и в это время его жалит змея.

Такой трагический конец в духе древнегреческого рока придает героическое звучание легенде и подчеркивает образ героя. Кроме того, внезапная смерть объясняет не совсем понятное исчезновение Олега с русской исторической сцены. Наконец, эта легенда привязывает Олега к Киеву, ведь останки коня находятся где-то недалеко от города, князь все это время правил и никуда не исчезал.

Вышеописанное позволяет увидеть, как с помощью хорошего PR скандинавский конунг, из обычного искателя приключений и наживы превращается в основателя державы и собирателя русских земель. Кроме того, спустя многие столетия, его личность продолжают воспринимать как героическую, несмотря на ставшие доступными исторические источники, которые описывают Олега как не слишком привлекательный персонаж. Подобный эффект можно обозначить как постпиар, то есть, сумма всех PR-действий, совершенных для достижения необходимого результата, которые продолжают оказывать свое влияние и после того, как сам результат был достигнут.

 Анна Арзуманян

 


 

По материалам книги В. Мединского Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер,2008.

система комментирования CACKLE

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.

17.10.2016
Интернет-маркетинг накануне 2017 года, что в остатке?

Тенденции интернет-маркетинга в 2016 году, которыми нельзя пренебрегать.

12.10.2016
Рейтинги социальных сетей в 2016 году

Какие социальные сети оказались на первом месте в Росси и в мире?

16.09.2016
В октябре в Москве покажут «Каннских львов»

Москвичи смогут по достоинству оценить лучшие рекламные работы 2016 года.