Российские дореволюционные зрелищные плакаты

Помимо торговых плакатов в дореволюционной России создавали афиши, которые исследователи относят к зрелищному направлению российской плакатной графики. В афишах гораздо сильнее чувствовалось влияние стиля «арт нуво», более известного в России как «модерн». Это объясняется вполне понятными причинами: этот стиль получил широкое распространение во Франции благодаря известным художникам того времени, создававшим, в основном, именно афиши. Здесь уместно вспомнить таких прославленных мастеров как Тулуз-Лотрек, Муха, Стейнлен, Бердслей. Их работы положили начало всей плакатной рекламе в целом, четко обозначив главные жанровые особенности плаката, среди которых броскость, лаконичность, отсутствие лишних деталей, концентрация на главной фигуре композиции.
Плакаты «Выставка афиш в Строгановском» Кекушева и «Международная выставка афиш» Порфилова выполнены с учетом этих характерных черт модерна. Обе работы датируются 1897 г.
Афишу «Большой благотворительный базар кукол» Бакста, созданную в 1899 г, исследователи относят одновременно и к зрелищным плакатам, и к социальным. Что касается последних, то в дореволюционное время им уделялось очень мало внимания, что с лихвой компенсировалось позже – уже в Советскую эпоху.
Среди представленных здесь работ единственная шрифтовая афиша – произведение Врубеля «Выставка работ 36 художников» 1901 г. Совсем недавно мы публиковали статью Христо Кафтанджиева об игре шрифтов и их значении в печатной рекламе. Так вот, плакат Врубеля смело можно было бы включить в эту подборку. Хотя надо отдать должное всем отечественным плакатистам – со шрифтами они обращались весьма свободно. Взять, например, афишу «Международная выставка новейших изобретений», выполненную художником Дурново в 1909 г. Как умело мастер сочетал шрифт и главную фигуру изображения – летучую ладью.
Народные типажи также появлялись на зрелищных плакатах, таких, например, как «Первая промышленно-кулинарная выставка в Санкт-Петербурге» 1906 г, «Вербный базар» 1910 г (эти работы сделаны неизвестными художниками), а также плакат Комарова «Первая всероссийская выставка и съезд по овцеводству в Москве» 1912 г.
А в таких плакатах как «Выставка произведений печати» Табурина и «Художественно-промышленная выставка» Пономаренко (обе работы датируются 1910 г) явно можно заметить прообразы пролетарских типажей.
Отличается от остальных афиш работа неизвестного художника «III международная автомобильная выставка» 1910 г, в которой открывается вид на Неву. Такие панорамы редко рисовались на зрелищных плакатах.
Отдельно хочется сказать о плакате Серова, созданном по случаю выступления русской балерины Анны Павловой в Париже в 1909 г. Удивительный фон и эмоциональный образ летящей эфемерной балерины, живость ее танцевальной позы – все это ставит работу художника на более высокий профессиональный уровень.
Подводя итог, надо отметить, что в зрелищных плакатах мастера прибегали и к народной лубочной традиции, и к стилю «модерн», и к аллегориям, и даже к мифологическим образам, что делает это плакатное направление незабываемым и достойным внимания любителей рекламы.

18.07.2023
Эффективные стратегии продвижения в Weibo: путь к китайскому цифровому рынку
мощная платформа для тех, кто стремится достичь китайской аудитории
17.07.2023
Как посредством контекстной рекламы увеличить продажи
Разработка правильной рекламной стратегии является одним из важных шагов для повышения продаж
5.07.2023
Специалисты рынка IT помогут сделать конкурентоспособный сайт
Преимущество обращения к специалистам по созданию интернет-ресурса