Российские дореволюционные зрелищные плакаты

  Российские дореволюционные зрелищные плакаты

Помимо торговых плакатов в дореволюционной России создавали афиши, которые исследователи относят к зрелищному направлению российской плакатной графики. В афишах гораздо сильнее чувствовалось влияние стиля «арт нуво», более известного в России как «модерн». Это объясняется вполне понятными причинами: этот стиль получил широкое распространение во Франции благодаря известным художникам того времени, создававшим, в основном, именно афиши. Здесь уместно вспомнить таких прославленных мастеров как Тулуз-Лотрек, Муха, Стейнлен, Бердслей. Их работы положили начало всей плакатной рекламе в целом, четко обозначив главные жанровые особенности плаката, среди которых броскость, лаконичность, отсутствие лишних деталей, концентрация на главной фигуре композиции.

Плакаты «Выставка афиш в Строгановском» Кекушева и «Международная выставка афиш» Порфилова выполнены с учетом этих характерных черт модерна. Обе работы датируются 1897 г.

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Афишу «Большой благотворительный базар кукол» Бакста, созданную в 1899 г, исследователи относят одновременно и к зрелищным плакатам, и к социальным. Что касается последних, то в дореволюционное время им уделялось очень мало внимания, что с лихвой компенсировалось позже – уже в Советскую эпоху.

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Среди представленных здесь работ единственная шрифтовая афиша – произведение Врубеля «Выставка работ 36 художников» 1901 г. Совсем недавно мы публиковали статью Христо Кафтанджиева об игре шрифтов и их значении в печатной рекламе. Так вот, плакат Врубеля смело можно было бы включить в эту подборку. Хотя надо отдать должное всем отечественным плакатистам – со шрифтами они обращались весьма свободно. Взять, например, афишу «Международная выставка новейших изобретений», выполненную художником Дурново в 1909 г. Как умело мастер сочетал шрифт и главную фигуру изображения – летучую ладью.

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Народные типажи также появлялись на зрелищных плакатах, таких, например, как «Первая промышленно-кулинарная выставка в Санкт-Петербурге» 1906 г, «Вербный базар» 1910 г (эти работы сделаны неизвестными художниками), а также плакат Комарова «Первая всероссийская выставка и съезд по овцеводству в Москве» 1912 г.

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Российский дореволюционный зрелищный плакат

А в таких плакатах как «Выставка произведений печати» Табурина и «Художественно-промышленная выставка» Пономаренко (обе работы датируются 1910 г) явно можно заметить прообразы пролетарских типажей.

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Отличается от остальных афиш работа неизвестного художника «III международная автомобильная выставка» 1910 г, в которой открывается вид на Неву. Такие панорамы редко рисовались на зрелищных плакатах.

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Отдельно хочется сказать о плакате Серова, созданном по случаю выступления русской балерины Анны Павловой в Париже в 1909 г. Удивительный фон и эмоциональный образ летящей эфемерной балерины, живость ее танцевальной позы – все это ставит работу художника на более высокий профессиональный уровень.

Российский дореволюционный зрелищный плакат

Подводя итог, надо отметить, что в зрелищных плакатах мастера прибегали и к народной лубочной традиции, и к стилю «модерн», и к аллегориям, и даже к мифологическим образам, что делает это плакатное направление незабываемым и достойным внимания любителей рекламы.

16.09.2024
Почему видеоконтент важен для бизнеса

Видеоконтент позволяет брендам создать яркий визуальный образ, который легко запоминается.

17.06.2024
Настройка рекламы Яндекс.Директ для маркетплейсов Озон и Вайлдберриз

Грамотно настроенная реклама для маркетплейсов, таких как Озон и Вайлдберриз с помощью Яндекс.Директ может заметно повысить продажи.

30.05.2024
Правовые аспекты маркетинга в Китае: что следует знать о рекламных нормах и законодательстве

В мире глобального бизнеса Китай занимает ведущие позиции, представляя огромный рынок и потенциальные возможности для компаний.