Российская ярмарочная реклама
Российские ярмарки долгое время были единственной формой межрегионального сообщения, поэтому люди стремились посетить ярмарку не только чтобы приобрести что-нибудь, но и чтобы услышать последние новости политического и экономического характера.
К началу XIX века в России насчитывалось более 1700 ярмарок с миллионными оборотами, самая известная среди них – Нижегородская ярмарка, которую посещало 135 тысяч человек в день.
Конкуренция среди торговцев на ярмарках была очень ощутимой, так как продавцы того или иного товара вынуждены были стоять в одном ряду со своими конкурентами: так существовали сапожный ряд, калашный ряд, охотный ряд и др. В связи с этим торговцам приходилась всеми силами привлекать внимание к собственному товару, и дело не обходилось односложными выкриками типа «Калачи! Калачи!», потому что в ярмарочном шуме подобные «крики» просто не были слышны. Чаще всего торговцы прибегали к выкрикам в стихотворной форме: различные песенки и прибаутки могли привлечь потенциального покупателя не столько рекламным, сколько развлекательным характером. Например:
«Оладьи, оладушки,
Для деда, для бабушки.
Для малых ребяток,
На гривну десяток.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
На нас не обижайтесь!
Пускай тухло да гнило,
Лишь бы сердцу вашему было мило!»
Простота, особый национальный юмор, использующийся в таких прибаутках, был рассчитан на соответствующего потребителя, и потому всегда находил отклик у адресата. Торговец, подшучивая над покупателем и над самим собой, создавал радостную, позитивную атмосферу вокруг продажи и тем самым стимулировал потребителей к совершению покупки.
Выкрики рекламного характера можно было услышать не только от продавцов, но и от ярмарочных зазывал, которые завлекали публику посетить развлекательные аттракционы – балаганы. Балаганы представляли собой шатры или временные деревянные постройки, которые ярко раскрашивались снаружи. Зазывалы, обслуживающие балаганы, назывались ряжеными дедами, карусельными дедами и т. п. Зазывы дедов также отличались юмором и грубоватостью:
«Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Здесь вы увидите
Вещи невиданные,
Услышите речи
Неслыханные,
Чудо-чудное,
Диво-дивное –
Заморские комедии!
Скорее, скорее –
Почти все места заняты».
Помимо устных приманок, балаганные деды использовали приемы так называемой театрализованной рекламы: они разыгрывали небольшое представление или пантомиму с целью привлечь народ. Чтобы стать зазывалой требовались определенные навыки: умение рассказать анекдот, развеселить публику, причем не только простолюдинов, но представителей разных сословий.
Одним из специфических развлечений российских ярмарок был раек – вариант «зрелищной шарманки», в которой можно было посмотреть нечто вроде примитивного мультфильма. В сюжете мультфильма обязательно присутствовало движение –путешествие или прогулка («Прогулка по Москве», «Прогулка в Царское село»). Райки обслуживали специальные люди – раешники, их завлекательные прибаутки назвались «раешным стихом». Раешный стих – считается особой разновидностью фольклора, также можно отметить, что в этом жанре формировались отличительные черты устной российской рекламы:
«Покалякать здесь со мной
Подходи народ честной,
И парни, и девицы,
И молодцы, и молодицы,
И купцы, и купчихи,
И дьяки, и дьячихи,
И крысы приказные,
И гуляки праздные.
Покажу вам всякие картинки,
И господ, и мужиков в овчинке.
А вы прибаутки, да всякие шутки
С вниманием слушайте,
Яблоки кушайте,
Орехи грызите,
Да карманы свои берегите –
Облапошат!»
Подобное неожиданное завершение раешного стиха также является особенностью этого жанра – раешник, как и зазывала, потешался не только над публикой, но и над собой.
Таким образом, можно сформулировать характерные черты устной российской рекламы:
- Юмористический характер;
- Рифма;
- Ритм (рекламные выкрики превращались в речитатив);
- Простота.