Обзор советских социальных плакатов 1917-1921 гг.
Советский социальный плакат – явление очень неоднозначное и многоплановое, его содержание изменялось в соответствии с основными вехами социалистического прошлого. Поэтому при рассмотрении данной темы, возникает необходимость разделить долгий советский период на временные отрезки.Ниже представлены работы Зальцмана и Кустодиева 1917 г.
Работы Апсита "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и "1 мая" 1918 г и 1919 г.
В первые годы после Революции, когда страна находилась в разрухе и упадке, главной задачей большевиков было привить новоиспеченным советским гражданам новую систему ценностей, проведя жесткую черту между ними и гражданами западных стран, которых брезгливо называли «буржуазией». Поэтому характерным приемом в работах многих плакатистов становится контраст. Разумеется, буржуа изображались гротескно – все возможные недостатки были гипертрофированы. Таковы, например, плакаты художника Дени «Капитал» и «Тов. Ленин очищает землю от нечисти». Если карикатурное изображение обрюзгшего господина, сидящего на куче золота, еще не вызывает вопросов, то обращение к теме нечистой силы во второй работе приводит в недоумение. Непропорциональное изображение Ленина создает впечатление, что он летит на метле. Интересно, догадывался ли плакатист об этом забавном эффекте.
Поощрение трудящихся – еще одна распространенная тема этого периода. Вместе с тем, большой массив социальных плакатов был посвящен осуждению вредных привычек и безответственного отношения к работе. Также пропагандировалось всеобщее образование, особый акцент делался на просвещении женщин. Характерна работа художника Изнара «Женщина, грамотность – залог твоего раскрепощения» 1920 г.
Работа Кудряшова 1920 г.
Работа Маяковского 1920 г.
Во время Гражданской войны советские плакатисты старались поддерживать Красную армию соответствующими работами. Примечателен плакат Дени «На могиле контрреволюции» 1920 г.
Отдельно стоит остановиться на работе Моора «Помоги» 1921 г, посвященной голоду в Поволжье. Изображение истощенной фигуры со вскинутыми руками на простом черном фоне производит сильное впечатление. Эмоциональный образ даже не нуждался в дополнительных деталях, за исключением тонкого колоска позади фигуры.
Еще один плакат на эту тему - работа Симаова "Помни о голодающих" 1921 г.
Новые типы советских граждан также нашли широкое отражение в плакатах: рабочие (и мужчины, и женщины) рисовались в характерной одежде и с соответствующей атрибутикой: молот, коса, красные косынки, рабочие комбинезоны и прочее. Своими плакатами художники стремились остановить, обескуражить зрителя, внушить ему определенный образ мыслей.