Обзор советских социальных плакатов 1917-1921 гг.

  Обзор советских социальных плакатов 1917-1921 гг.

Советский социальный плакат – явление очень неоднозначное и многоплановое, его содержание изменялось в соответствии с основными вехами социалистического прошлого. Поэтому при рассмотрении данной темы, возникает необходимость разделить долгий советский период на временные отрезки.Ниже представлены работы Зальцмана и Кустодиева 1917 г.

Да здравствует свободная Россия 1917 г

Кустодиев Заем свободы 1917 г

Работы Апсита "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и "1 мая" 1918 г и 1919 г.

Апсит 1918 г

Апсит 1919 г

В первые годы после Революции, когда страна находилась в разрухе и упадке, главной задачей большевиков было привить новоиспеченным советским гражданам новую систему ценностей, проведя жесткую черту между ними и гражданами западных стран, которых брезгливо называли «буржуазией». Поэтому характерным приемом в работах многих плакатистов становится контраст. Разумеется, буржуа изображались гротескно – все возможные недостатки были гипертрофированы. Таковы, например, плакаты художника Дени «Капитал» и «Тов. Ленин  очищает землю от нечисти». Если карикатурное изображение обрюзгшего господина, сидящего на куче золота, еще не вызывает вопросов, то обращение к теме нечистой силы во второй работе приводит в недоумение. Непропорциональное изображение Ленина создает впечатление, что он летит на метле. Интересно, догадывался ли плакатист об этом забавном эффекте.

Капитал 1920 г

Тов. Ленин очищает землю от нечисти 1920 г

Поощрение трудящихся – еще одна распространенная тема этого периода. Вместе с тем, большой массив социальных плакатов был посвящен осуждению вредных привычек и безответственного отношения к работе. Также пропагандировалось всеобщее образование, особый акцент делался на просвещении женщин. Характерна работа художника Изнара «Женщина, грамотность – залог твоего раскрепощения» 1920 г.

Кудряшов 1921 г

Работа Кудряшова 1920 г.

Изнар 1920 г

Маяковский 1920 г

Работа Маяковского 1920 г.

Во время Гражданской войны советские плакатисты старались поддерживать Красную армию соответствующими работами. Примечателен плакат Дени «На могиле контрреволюции» 1920 г.

На могиле контрреволюции 1920 г

Красный подарок белому пану 1920 г. Моор

Да здравствует Красная армия! 1920 г. Фидман

Отдельно стоит остановиться на работе Моора «Помоги» 1921 г, посвященной голоду в Поволжье. Изображение истощенной фигуры со вскинутыми руками на простом черном фоне производит сильное впечатление. Эмоциональный образ даже не нуждался в дополнительных деталях, за исключением тонкого колоска позади фигуры.

Помоги 1921 г. Моор

Еще один плакат на эту тему - работа Симаова "Помни о голодающих" 1921 г.

Симаков 1921 г

Новые типы советских граждан также нашли широкое отражение в плакатах: рабочие (и мужчины, и женщины) рисовались в характерной одежде и с соответствующей атрибутикой: молот, коса, красные косынки, рабочие комбинезоны и прочее. Своими плакатами художники стремились остановить, обескуражить зрителя, внушить ему определенный образ мыслей.

Торжественное обещание 1919 г. Моор

Верю, сотую встретим годовщину 1920 г. Бонди

1 мая 1920 г. Кочергин

Лебедев 1920 г

Купреянов 1919 г

16.09.2024
Почему видеоконтент важен для бизнеса

Видеоконтент позволяет брендам создать яркий визуальный образ, который легко запоминается.

17.06.2024
Настройка рекламы Яндекс.Директ для маркетплейсов Озон и Вайлдберриз

Грамотно настроенная реклама для маркетплейсов, таких как Озон и Вайлдберриз с помощью Яндекс.Директ может заметно повысить продажи.

30.05.2024
Правовые аспекты маркетинга в Китае: что следует знать о рекламных нормах и законодательстве

В мире глобального бизнеса Китай занимает ведущие позиции, представляя огромный рынок и потенциальные возможности для компаний.