Шприцы из Pepsi вылились в антикризисную PR-кампанию
В 1993 г в США, город Сиэтл, на ТВ прошла новость,
что некая семейная пара обнаружила в банке «Diet Pepsi» шприц. Через несколько
дней поступила очередная жалоба, того же содержания. В течение следующих 24
часов по всем национальным СМИ прокатилась волна репортажей с новостью о
шприцах в банках всемирно известного напитка.
В результате этого
компания Pepsi-Cola столкнулась с беспрецедентной угрозой как для своих
торговых марок, так и для своей репутации в целом. Угроза представляла собой
пристальное внимание со стороны общества к образу пугающих и предполагаемо инфицированных
шприцов в напитках. Также это событие могло нанести урон в пику продаж,
ожидаемых к празднованию Дня 4 июля.
Существующие в
компании Pepsi-Cola указания по реагированию на кризисные ситуации были
разработаны и апробированы в течение более чем десятилетнего срока. Одним из
ключевых аспектов решение проблемы заключалось в эффективной организации связей
с окружающей средой.
Антикризисный план
компании был использован с первого же дня возникновения паники, которая
продлилась неделю. В этот день местное предприятие из Сиэтла, занимающееся
разливом продукции Pepsi-Cola, начало собственное расследование с целью
выяснить причину возникновения этой проблемы и затем дать ответ СМИ и
общественности.
Целью PR-команды являлось,
во-первых, довести до сознания людей, что продукция компании, а следовательно,
и ее потребители находятся в полной безопасности; во-вторых, попадание шприцев
в продукцию, даже преднамеренное, невозможно, что становится очевидным при
логическом рассмотрении вопроса.
Компания,
изготовляющая продукцию Pepsi-Cola в Сиэтле, допустила съемочные группы местных
СМИ на производство, чтобы они могли показать новейшую высокоскоростную линию
по производству напитков в консервных банках. Также были выпущены пресс-релиз,
в которых заверяли потребителя в том, что компания найдет причину происшествий.
PR-команда разработала послания и средства их донесения новостные видео-релизы,
пресс-релизы, аргументы для потребителей, письма для торговли, фотографии и
интервью. Все это должно было дойти до соответствующих аудиторий, и быстро
остановить панику.
Шесть
менеджеров по работе со СМИ ответили на 2000 телефонных звонков, поступивших от
журналистов печатных СМИ, радио и телевидения, в то время как 24 специалиста по
работе с потребителями при поддержке 40 добровольцев отвечали на десятки тысяч
звонков, поступавших от потребителей.
Антикризисная
команда привлекла компанию Robert Chang Productions, являющуюся давним
производителем телевизионной продукции для Pepsi-Cola. Эта компания должна была
создать видеоматериал, безотказно воздействующий на аудиторию, с иллюстрацией
послания от Pepsi-Cola. В ходе данного репортажа, переданного по всей стране
через спутник, зрители смогли убедиться в безопасности производственного
процесса на предприятиях компании. В этом видеоролике полностью развеивалась
"шприцевая мистификация", руководствуясь доводами, что такое
количество претензий, предъявленных в самых разных местах в одно и то же время,
не может иметь под собой реальных оснований чисто логически. Исполнительный
директор компании Pepsi-Cola Крэг Везерап (Craig Weatherup) выступил в
программах новостей на всех основных каналах, чтобы заявить о том, что компания
"уверена на 99,99%" в том, что это не могло произойти на предприятиях
Pepsi-Cola.
Опираясь
на имеющийся опыт и знания, антикризисная команда спланировала и осуществила
программу действий, которая быстро положила конец начавшейся панике и восстановила
уверенность общества в качестве продукции Pepsi-Cola.
И
хотя этот кризис стоил компании снижением продаж на сумму 25 млн. долл., уже к
середине лета Pepsi-Cola компенсировала эту потерю. А летний сезон завершился с
рекордным показателем уровня продаж за последние пять лет на 7% больше в
сравнении с прошлым летним сезоном.