История PR в лицах. Владимир Мономах

  История PR в лицах. Владимир Мономах

Владимир (при крещении Василий) Мономах – сын византийской принцессы, дочери Константина Мономаха и русского великого князя Всеволода.

Более всего в истории известен как объединитель русских земель, великий князь, при котором Киевская Русь достигла своего расцвета (1113-1125 гг.).

Владимир Мономах взошел на киевский престол довольно поздно – в 60 лет. После смерти его отца Всеволода в 1093 г. князем киевским становится двоюродный брат и злейший враг Владимира – Святополк (1093-1113 гг.). Источники не дают определенного ответа, почему Киев предпочел Святополка, однако можно предположить, что таково было решение киевских бояр. В то же время очевидно, что Владимир предпринимает в этой ситуации сильный PR-ход: он сам объявляет, что отказывается от киевского престола якобы во избежание междоусобицы.

В последующие годы Владимир предпринимает попытки собрать «компромат» на Святополка. Свидетельство тому – летописи киево-печерского игумена Ивана, рисующего киевского князя в крайне невыгодном свете, а также некоего Василия, описывающего все злодеяния и промахи Святополка. Одно из таких злодеяний – ослепление князя Василько Ростиславича Теребовльского – чуть было не привело к свержению Святополка Владимиром, однако за киевского князя вступились митрополит и мачеха Мономаха, великая княгиня.

В 1100 году в Уветичах проходит княжеский съезд, и Владимир надеется убедить князей в том, что именно он достоин киевского престола. С этой целью Мономах, прекрасно владея пером, активно работает над собственным имиджем, ведет собственную летопись, описывая свою борьбу с половцами, всячески критикует недостатки, в которых упрекали Святополка (клятвопреступление, беззаконие) в дошедшем до наших дней Поучении детям и так далее. Тем не менее, и эта его попытка оканчивается неудачей.

Политическая деятельность Владимира в последующие годы направлена на борьбу с половцами и на объединение для этой борьбы русских князей. Фактически такая необходимость была вызвана реальной угрозой разграбления русских земель половцами, однако в глазах современников Владимир становится национальным героем. Именно он организовывает первый наступательный поход на половецкие земли объединенными дружинами русских князей. Именно он обращается за помощью к своему противнику Святополку и в союзе с ним одерживает победу над двумя могущественными половецкими ханами (1107 г.). Его деятельность описывается в летописях как общерусское дело – защита всей Руси.

Следующий удачный для Владимира PR-ход – описание летописцами-монахами его битвы с половцами 1111 года. В летописи говорится, что христианам в битве помогали посланные Богом ангелы, и слава о победе русских князей разнеслась «по всем странам дальним». Это описание подтверждает, что православная церковь на тот момент оказала идеологическую поддержку Владимиру, что не могло не сыграть своей роли в дальнейшем. Поэтому, когда в 1113 году умирает Святополк, киевское вече принимает решение об избрании князем Владимира. Мономах и в этой ситуации вновь показывает себя как сильного PR-деятеля: он оплакивает Святополка и отказывается от престола. Тем временем в Киеве начинаются беспорядки, грабежи и усобицы. Киевляне вновь обращаются к Мономаху с просьбой занять престол, и на этот раз князь отвечает согласием.

Постпиар Владимира Мономаха связан в наши дни с известным царским головным убором, по легенде подаренным Владимиру его дедом, византийским императором Константином.

Благодаря своим победам над половцами Мономах становится персонажем русских былин, так же как и побежденный им половецкий хан Тугоркан (в былинах – Тугарин Змеевич). Народная память объединяет образ Владимира Мономаха с образом Владимира Святого (Владимир «Красно Солнышко»), в результате чего их былинные персонажи  соединяются.

Как PR-деятель Владимир Мономах примечателен, прежде всего, тем, что, обладая недюжинным даром пера, сам занимался собственным продвижением, создавая описания своих деяний и каждодневных поступков. Широко известны и дошли до нас такие его сочинения, как Поучение детям, законченное уже в конце жизни, Письмо к Олегу Святославичу, описания его деяний, отраженные в личной летописи.

В конечном итоге до наших дней доходит идиллический образ правителя – защитника русских земель и русского народа, несмотря на то, что в действительности и этот князь киевский был далеко не идеален. Тем не менее, постпиар Мономаха сыграл свою роль в дальнейшей истории России как наследницы Византии и в обосновании политической концепции «Москва – Третий Рим».

 


 

Примечание: Возникновение легенды произошло позднее, на рубеже XV-XVI вв., в период становления Московского государства.

По материалам: В. Мединский Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер,2008. С. 130.

 

18.07.2023
Эффективные стратегии продвижения в Weibo: путь к китайскому цифровому рынку

мощная платформа для тех, кто стремится достичь китайской аудитории

17.07.2023
Как посредством контекстной рекламы увеличить продажи

Разработка правильной рекламной стратегии является одним из важных шагов для повышения продаж

5.07.2023
Специалисты рынка IT помогут сделать конкурентоспособный сайт

Преимущество обращения к специалистам по созданию интернет-ресурса

12.12.2022
Influence-маркетинг: что это и кому он нужен

Реалити-шоу – уже давно известный жанр создания видеоконтента.