Развитие PR в XIX веке
Томас Джефферсон, 3-ий президент США, в 1807 году впервые употребил выражение «общественные отношения» вместо «состояние мысли». Это означало, что роль и мнение общества уже играло важную роль в политических и социальных процессах. Такое стало возможным благодаря волне революций, которая прошлась по западным странам, и поставила перед правителями стран задачи по управлению общественным мнением. С этого времени public relations или связи с общественностью выделили в отдельную профессиональную отрасль.
Зарождение PR
В 1830-е годы в США ввели термин «public relations» в значении «relations for the general good» — «отношения ради всеобщего блага». В это же время выходит труд всемирно известного математика Огюста Конта «Курс позитивной философии», который стал основой для развития социологии и public relations.
Деятельность первых пресс-агентов не была престижной и негативно воспринималась обществом. Первые PR-специалисты только изучали общественное мнение, а на следующем этапе уже формировали его в пользу организаций.
Как public relations развивалось во второй половине XIX века
Новыми субъектами PR-деятельности стали пресс-агентства, рекламные агентства и информационные агентства. В организациях вводят соответствующие штатные единицы.
Методы и приемы влияния на общественное мнение в конце XIX века из стихийных перешли в систематические и превратились в профессиональную методику. Органы государственной власти, коммерческие и некоммерческие организации используют с этого времени в обязательном порядке устные выступления, ньюс-релизы, проспекты, брошюры.
В этот период возрастает борьба профсоюзов за политические и экономические права: профсоюзные деятели воюют с крупными корпорациями, привлекают на свою сторону средний и малый бизнес и периодические издания. Такое положение дел привело к принятию антимонопольного закона в 1890 году.
PR стремительно развивался в XIX веке благодаря росту активной гражданской позиции. Общественность откликалась на многие политические и социальные проблемы, что напрямую повлияло на создание профессионального PR.