Рекламный дизайн – идеологическая миссия
Сегодня дизайн вышел за рамки системы оформительских практик, став специфическим способом конструирования реальности, по крайней мере, той ее части, которую можно обозначить как обыденность и повседневность. Рекламный дизайн возникает и функционирует в пространстве обыденности.
Как указывает В.Н. Фурс в повседневной жизни тотальная общественная практика, с одной стороны, разделяется на «трансцендентную» сферу политического, социального и культурного и «имманентную» сферу приватного /1/. С другой стороны, в ней осуществляется контакт и взаимодействие этих сфер /там же/. В ситуации дефицита социальности, коммуникативной уплощенности и ускользания натурального ландшафта дизайнерский образ становится почти единственным феноменом претендующим на статус реального.
Современный дизайн типологически разнообразен. Интенсивное развитие дизайна вообще и рекламного в частности укладывается в общую логику культурно-цивилизационного процесса. Человек отделяет себя от натурального мира все новыми опосредующими средствами. Дизайн мы рассматриваем как раз в качестве такого опосредующего средства, реплицирующего систему вещей системой рекламных образов. В конечном итоге, рекламные образы сами становятся вожделенным объектом потребления.
На наш взгляд, рекламный дизайн заслуживает отдельного научного рассмотрения. Это связано как со специфичностью данной практики, так и с массовым и частотным глобальным воздействием дизайнерского продукта на социум. К рекламному дизайну относятся образы коммерческой рекламы, а также образы политической и социальной рекламы. Суммарно, эти образы образуют гиперэкспресивную фоновую массу – визуальный шум повседневности. По мнению В.А. Шкуратова, своенравный, неуловимый образ стандартизируется и становится на поточное производство так же, как слово и мысль /2/.
Само интенсивное развитие СМИ было связано не только с новыми техническими разработками, но и с созданием нового языка, релевантного и соразмерного массовым коммуникациям. Новая медиареальность востребовала принципиально иной язык, нежели письменный – таковым стал язык рекламного дизайна.
Основу постмодернистского дизайна, по крайней мере, в количественном плане, на наш взгляд, составляет рекламный дизайн. Причем под рекламным образом понимаем не только визуальный, но и вербальный и звуковой его виды, хотя, безусловно, визуальный рекламный образ занимает доминантное по объему и воздействию положение. Считаем, например, что деятельность копирайтера (создателя рекламных текстов) – это деятельность дизайнера-словесника. В меньшей степени дизайнерские технологии затронули аудиальную среду рекламы.
По мнению П. Родькина, в основе дизайна модернизма лежали принципы индустриализма и стандартизации, он был ориентирован на продукт и базировался на точке зрения производителя /3/. Постмодернистский дизайн стал ориентироваться на точку зрения потребителя и, таким образом, нацелен на потребление /там же/.
На еще одну специфическую особенность рекламного дизайна указывает Ф. Джеймисон /4/. Автор делает вывод о тенденциозном отождествлении предмета потребления с его образом–брендом, что, по его мнению, есть проявление более глубинного симбиоза – слияния рынка и СМИ. Ф. Джеймисон считает такую ситуацию типичной для постмодерна, характеризуемого им как замену вещи и концепта, экономики и культуры, базиса и надстройки. Ссылаясь на вывод Дебора Ги, он говорит о том, что образ – есть конечная форма овеществления предмета потребления /там же/.
Как указывает Ж. Бодрийяр, не продукты потребления превращаются в рекламные образы СМИ, а сами тексты СМИ превращаются в объекты потребления /5/.
Рекламный образ есть исключительный продукт рекламного дизайна. Такие практики предполагают прохождение рекламируемого объекта через технологические стадии дизайнерского опосредования, упаковки и связывания с потребительскими мотивами и эмоциями. Исходный образ трансформируется, а в дизайнерский продукт имплантируются самозапускающиеся коммуникативные потребительские модули. Рекламный дизайн жестко подчинен компьютерному регламенту. В отличие от других дизайнерских образов рекламный трансформируется и «укладывается» в рамки маркетингового позиционирования, проходит адаптацию к требованиям конкретного рекламоносителя.
За счет такой опосредованности и технологичности образной трансформации рекламно-дизайнерский продукт приобретает черты зрелищности. Другими словами, полагаем, что не только специальные рекламные мероприятия становятся зрелищами, а любой рекламный образ предстает как зрелищный акт. Раскрыть механизм потребления рекламного образа возможно в контексте его понимания как архаичного зрелища.
В практике рекламного дизайна можно выделить два противоположных процесса. С одной стороны, дизайнерский продукт посредством системы метафор и символов эксплицирует, артикулирует вовне вещь с объективными и прибавочными ценностями и значениями, соблазняя потребителя счастьем от ее обладания. С другой, - за счет ограниченности пространства рекламоносителя дизайн использует технологии импликации, архивации и упаковки образов, смыслов и мотивов.
Дизайнерский образ также предполагает тиражируемость. Именно в тираже, в высокочастотных экспликациях дизайнерский продукт самозапускается как коммуникативный и продающий момент, раскрывает все имлицированные смыслы и значения, эмоции и мотивы.
Функциями рекламного дизайна, таким образом, становятся следующие.
1. Коммуникативная и аффективная функция. Рекламный дизайн насыщает рекламный образ экспрессией и коммуникацией, т.е. делает его интенциональным, дискурсивным. Прототип, как правило, не обладает таким уровнем экспрессии и коммуникативности, прозаичен и содержательно беден.
2. Опосредование, упаковка прототипа - ограничение степеней свободы вещи, оформление (придание формы). Прототип слишком свободен, слишком бесформенен и отдавать определение его формы на откуп целевым аудиториям опасно. Люди могут оформить неправильно, либо слишком разнообразно, либо предпочтут то, что уже упаковано. Дизайн фиксирует вещь, главным образом, через позиционирование (визуальное и вербальное).
3. Функция повышения стоимости – чем больше дизайна (объем информации и пространства, прошедших дизайнерскую переработку), тем качественнее товар. Товар премиум-класса должен обладать дорогим и развернутым дизайном. Последнее означает, что все контакты с реальным или потенциальным потребителем опосредуются рекламным образом (бирки, фирменная одежда, фирменная бумага, фирменный запах, упаковка и т.д. и т.п.).
3. Архивация и импликация информации. Рекламный дизайн – это дизайн малых форм, позволяющих с помощью специфических дизайнерских инструментов архивировать и имплицировать необходимую маркетинговую информацию, а также эмоции и мотивы.
4. Идеологические функции. Как указывает В.Н. Фурс идеология «общества потребления» утверждает наступление новой эры, сменяющей эру лишений и производства /1/. Это новая эра изобилия и потребления.
Разнообразие дизайнерских средств формирует и легитимизирует идею товарного изобилия и раскрепощенного потребления. Дизайнерские образы формируют цель – потребительское счастье и показывают оптимальные пути его достижения. Рекламный образ также выступает способом принуждения и властного контроля над социумом.
По мнению Ж. Бодрийяра, тиражирование рекламных образов и потребительских операций приходит на смену морально-политическим идеологиям прошлого /5/.
5. Конструирование реальности. Дизайн наделяет предметы содержанием (символами, стратификационными знаками), выстраивает все предметы в систему соподчинения и иерархии. Дизайн создает новую образную реальность - одновременно и вымышленную (нарративную) и фактическую. Причем референт этой реальности испаряется. Дизайн радикально очищает образ от любых следов документалисткой действительности, подобно тому, как фотография очищается в фотошопе от случайных визуальных наложений действительности. Т. Чередниченко подчеркивает, что рекламный образ формирует базовый текст будничной праздничности /6/. А «ежедневная праздничность» может существовать только как виртуальный образ.
6. Конструирование социальности. Рекламный дизайн формирует систему товарной категоризации, формирующую, в свою очередь, потребительскую картину мира. Последняя становится главным источником (когнитивной сеткой) формирования социальных феноменов (социальный статус, стратификационные знаки, социальные контакты между потребителями, например, потребительские клубы или движение консюмеризма).
Как указывает Ж. Бодрийяр, в порядке модерна больше нет зеркала, в котором человек мог бы столкнуться со своим образом, отныне есть только витрины – оптические конструкции потребления, где сам индивид больше не отражается, но абсорбируется в созерцании множественных социально означающих вещей/знаков /Цит. по 1/.
6. Эстетизации обыденности и визуальная (аудиальная) активация, мобилизация общества (гиперэкспрессивность рекламного дизайна). В обществе постмодерна граница между искусством и реальной жизнью нивелируется, что отражается на потреблении следующим образом. Любой потребительский акт может быть рассмотрен не только в утилитарном, бытийном контексте, но и в контексте профанного искусства, а потребительский акт включает, таким образом, коннотацию искусства, эстетизацию действительности.
Рекламные образы также мобилизуют социальные группы потребителей, инициируют проявление потребительской активности.
8. Идентификационная функция. Рекламный дизайн создает набор рекламных констант, образующих рекламный фирменный стиль. Фирменный стиль функционирует как идентификационная система – по фирменному стилю в целом и его отдельным элементам целевые аудитории идентифицируют бренд.
9. Функция противостояния, борьбы с конкурирующими образами. В данном случае происходит своеобразный перевод агрессивных импульсов в поле противостояния брендов, что можно рассматривать как человекосберегающую гуманитарную технологию.
Как указывает П. Родькин в «культурном отношении» украинская оранжевая революция представляет собой противостояние фирменного стиля оранжевой оппозиции и старой геральдической системы, олицетворяющей В. Януковича /7/. Автор также замечает, что прежние коммуникативные модели вызывают недоверие, перестают отвечать своим гуманитарным функциям, что, в свою очередь провоцирует «визуальную революцию и семиотический переворот» /там же/.
10. Функция формирования потребителя. Появляется человек дизайнерской организации, воспринимающий мир через дизайнерскую сетку как систему категоризации и набора визуальных шаблонов и ориентиров.
По мнению Т.С. О' Гуинн и др., американские рекламодатели в конце 70-х гг. открыли для себя работающих женщин, в 80-х гг. - потребителей афро-американцев и латиноамериканцев, затем были признаны потребителями выходцы из Азии и совсем недавно геи и лесбиянки /8/. Другими словами, с помощью дизайнерских средств эти социальные группы были организованы сначала в рекламных текстах, а затем и мобилизованы как потребители.
Мы не претендуем на полное функциональное раскрытие рекламного дизайна, однако полагаем, что нами названы и описаны его общие функциональный механизмы.
Важной и пока не решенной научной задачей является раскрытие структуры и грамматики языка рекламного дизайна. Дизайн учит вещи говорить, наделяет их языком и создает из ранее не текстовой реальности текстовую. Рекламный дизайн учит вещи говорить определенные слова, например, объясняться в любви, ухаживать, соблазнять. Немецкое «die Werbung» имеет два значения: первое – реклама и второе значение – сватовство, ухаживание, предложение вступить в брак, а «der Werber» – это и специалист по рекламе, а также - жених, поклонник[1].
Ж. Бодрийяр высказал идею о том, что логика потребления аналогична логике построения сновидений /9/. Предположим, что и рекламный дизайн можно рассматривать как такой сновидческий продукт, организованный и функционирующий по правилам сновидения. Обратимся к психоаналитическим положениям, раскрывающим механизмы работы сновидения /10/.
Родовой характеристикой сновидческого является его многослойность, т.е. постулируется присутствие явного и скрытого планов, причем последний является самой важной и содержательной частью сна. Экстраполируя данное положение на уровень рекламного дизайна можно сказать, что такой продукт также выступает как многослойный текст и основное его содержание находится в скрытом имплицитном плане.
Вторая характеристика сновидения - это использование специфического языка, языка символов. Т.е. рекламный дизайн наделяет потребительскую вещь символами тех или иных ценностей, что в конечном итоге востребует особую работу по интерпретации, трактовке символического характера системы вещей, их содержания. Можно сказать, что в определенной степени рекламно-дизайнерский продукт есть фрагмент эманирующего бессознательного.
В-третьих, сновидческий текст представлен в основном визуальными образами, причем доминирующим механизмом такого конструирования является образные подмены. Именно такой образной подменой является замена в тонизирующем напитке утоляющим жажду его доминантной ценности на ценность престижа, например, использованием образов референтных лидеров в рекламе соответствующего продукта.
Образный репертуар рекламного дизайна практически безграничен. Основными образными направлениями можно считать базовые архетипические визуальные зрелища, выделяемые В.А. Шкуратовым /2/. Это три яруса физического окружения человека – небо, земля и вода. Исследователь считает эти ярусы эволюционным базисом архетипической образности /там же/.
Техниками и принципами построения сновидений, по мнению З. Фрейда, являются: сгущение, смешение, символизация, раскрытие либидо, смещение, замещение, превращение информации в зрительные образы, примат формы над содержанием, а бессмыслицы и абсурдности над смыслом, инверсии и др. /10/. Причем вся работа сновидений имеет регрессивный характер – наши мысли, как указывает родоначальник психоанализа, первоначально произошли из чувственных образов, т.е. в сновидениях и в системе потребления представлен именно регрессивный вектор возврата к чувственным образам.
В дизайнерской практике всеми возможными средствами рекламируемой вещи задается определенная прибавка социального значения, чувственности, политического контекста, одним словом многочисленных и разнообразных коннотаций. Следует отметить, что, в конечном счете, эти коннотации становятся более важными, чем непосредственная прагматическая ценность товара.
Рекламный дизайн изменяет человеческое восприятие – формирует мозаичность, фрагментарность сознания. Именно фрагментарность сознания является условием эффективного воздействия рекламного образа, а также структурой рекламного обращения.
Избыточность рекламного дизайна, как по разнообразию, так и по частоте экспликаций приводит к десенсибилизации, что, в итоге, востребует самые сильные, гиперэкспрессивные техники воздействия.
Отечественный исследователь Е.Е. Пронина выделяет следующие такие техники: конструирование и использование аффектогенных (необычных, гиперболических, вычурных) стилистических фигур, информационная плотность, неопределенность, двусмысленность, противоречивость, использование эротических и танатических образов, обращение к национальным, культурным и сословным стереотипам, архетипам, изменение схемы тела, использование макро и микро фокусов и др. /11/.
На наш взгляд, основными методологическими инструментами рекламного дизайна являются конструирование времени, конструирование пространства и конструирование сюжета (нарративность). Временной инструмент рекламной деятельности явно стремится к настоящему, к той пустоте, которая располагается между неинтересными для рекламы прошлым и будущим. Структурирование рекламным дизайном ускользающего времени приводит к ситуации, которую Т. Чередниченко назвала «современность задается как вечность» /6/. Заполняя пустоту настоящего, рекламный образ актуализирует в потребителе режим функционирования «здесь и теперь».
Структурно рекламный дизайн может быть организован по метафорическому, либо по метонимическому принципу. В первом случае маркетинговая информация представлена посредством вербальных и визуальных метафор, т.е. все смысловые положения заданы в переносном значении. Во втором случае, целое репрезентируется его частью. Такое структурное построение рекламного дизайна (как продукта) отличает его от документалистких образов, претендующих на изоморфность, зеркальность отражения действительности.
Отечественный исследователь визуальной образности В.А. Шкуратов предлагает рассматривать эволюцию визуального феномена в рамках следующих последовательных этапов или фаз видеодигмы: иллюзионистскую, схематически-символическую, рисуночно-живописную, кино-информационную и фантоматическую фазы /2/. Первая – есть отпечатки зрительных образов на «психофизиологическом субстрате восприятия», схематически-символическая фаза включает в себя жестовые знаки-образы, рисуночно-живописная образность включат в себя изобразительное искусство и главным образом живопись, кино-информационная фаза включает в себя все экранные образы, наконец, последняя фантоматическая «непрерывно улучшенная и обогащенная натуральная оптика» современности. Рекламный дизайн создает именно такой фантаматический образ /там же/.
Идеология общества потребления утверждает наступление новой эры – героическая эра лишений и производства сменяется эйфорической эрой изобилия и потребления /1/. Сменившая викторианский век эпоха «разумного гедонизма» открыто и широко декларирует идеологию безграничных удовольствий, радости потребления и раскрепощенных потребностей, когда быть гражданином означает, прежде всего, быть активным потребителем /8/. Рекламный дизайн постоянно реплицирует этот образ, выступая как средство и язык новой идеологии - идеологии консюмеризма.
Механизм трансляции идеологии консюмеризма – это, главным образом, система рекламных коммуникаций. Реклама в XX в. стала социальным институтом, специфическим социо-культурным объектом, а вслед за ней и рекламный дизайн получил институциональный статус. Реклама посредством дизайнерских образов технологично создает и транслирует систему значений, закрепляя за товарами конкретные знаки и символы. Реклама легитимизирует и фальсифицирует потребление, например, за счет фиксации морального устаревания товара.
Другими словами, рекламный дизайн становится идеологическим инструментом формирующим, поддерживающим и легитимизирующим идеологию консюмеризма.
Вместе с тем, рекламный дизайн создает и новый вид искусства – потребительское искусство, включающее в себя громадную галерею потребительских образов, сформированный потребительский миф, систему потребительских ритуалов и зрелищ.
Примечания
1. Фурс В.Н. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра //Социологический журнал, № 1, 2002, с. 5-40.
2. Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. – Ростов-на-Дону: Наррадигма, 2006. - 400 с.
3. Родькин П. Новое визуальное восприятие. М.: Юность, 2003, - 172 с.
4. Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, Duke University Press.1991.pp.260-278
5. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино. 2001, - 212 с.
6. Чередниченко Т. Праздничность//Новый мир, 2002, № 11, с. 155-165.
7. Родькин П. Оранжевая визуальная революция. М.: Луч, 2005, - 40 с.
8. О' Гуинн Т.С. , Ален К.Т., Семеник Р. Дж. Реклама и продвижение бренда. С-Пб., 2004. с. 100-190.
9. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический проект, 2007, - 335 с.
10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. С-Пб.: Азбука-классика, 2007, - 479 с.
11. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы: теория и практика психотехнического анализа рекламы. М.: «Академия рекламы», 2000, с. 94-95
В каждом средстве заключено сообщение
М. Маклюэн
Немецко-русский (основной) словарь. 2-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1993, с.956
Овруцкий Александр Владимирович, кандидат психологических наук, доцент