ВКонтакте
Facebook

Читайте нас где удобно





 

Некоторые вопросы использования объекта авторских прав в рекламном продукте

Некоторые вопросы использования объекта авторских прав в рекламном продукте

Одной из особенностей современных рыночных отношений является активное использование в гражданском обороте объектов авторского права и смежных прав. Более всего это относится к сфере маркетинговых коммуникаций, целью которых является обеспечение взаимосвязи с покупателями, посредниками и другими участниками рыночной деятельности, а также формирование спроса и стимулирование сбыта. Деятельность в данной сфере непосредственно связана с созданием и использованием объектов авторского права и смежных прав, причем, в первую очередь, речь идет о рекламной деятельности.

Центральным правовым актом в этой области является Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 года (далее – Закон о рекламе). Согласно статье 1 данного закона, одной из целей правового регулирования рекламной деятельности является соблюдение принципов добросовестной конкуренции. В то же время среди общих требований к рекламе содержится требование соблюдения законодательства об авторском праве и смежных правах при производстве, размещении и распространении рекламы (п. 11 статьи 5 Закона о рекламе). Законодатель в данном случае последовательно развивает положения, закреплявшиеся в п. 1 статьи 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., и нашедшие свое отражение в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года, о запрете недобросовестной конкуренции, в том числе в форме продажи, обмена или иного введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (п. 1 статьи 14 закона «О защите конкуренции»). И хотя та же статья 5 Закона о рекламе устанавливает общий запрет на распространение в рекламе недостоверных сведений об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, законодатель особо заостряет внимание на соблюдении в рекламной деятельности норм об авторском праве и смежных правах.

Такое внимание вызвано особенностями рекламного продукта, в большинстве случаев содержащего признаки произведения – объекта авторского права.

Согласно доктринальному определению, данному проф. В. И. Серебровским в 1956 году, произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения [1, C. 32]. Проф. А. П. Сергеев на основе данного определения выделяет два обязательных признака произведения – творческий характер произведения и объективную форму его выражения [2, С. 110]. Таким образом, рекламный продукт будет признаваться произведением при условии, что он носит творческий характер, поскольку объективная форма в данном случае подразумевается. Творчество, или креатив – необходимая составляющая большинства современной рекламы. Создание рекламного образа, в отличие от образа художественного, имеет своей целью привлечение внимания и поддержание интереса к товару, но, тем не менее, рекламный образ может охраняться в качестве объекта авторского права, поскольку произведению, согласно закону, предоставляется правовая охрана независимо от его назначения и достоинств (п. 1 статьи 1259 ГК РФ).

Как свидетельствует двадцатилетний опыт развития рыночных отношений в нашей стране, одной из наиболее слабых областей остается область правовой защиты обладателей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Число правонарушений в указанной области не поддается исчислению, в том числе, благодаря современным технологиям, позволяющим с легкостью копировать и передавать любую информацию, чаще всего – охраняемую законодательством об интеллектуальной собственности.

К несомненным положительным моментам рассматриваемой проблемы относится кодификация вышеупомянутого законодательства, которая произошла с принятием Части четвертой Гражданского кодекса РФ в том же 2006 году. Согласно статье 1225 ГК РФ, произведения науки, литературы и искусства относятся к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности. При этом согласно п. 4 статьи 129 ГК РФ, сами произведения относятся к объектам гражданских прав, изъятых из оборота, а права на эти объекты, равно как их материальные носители могут отчуждаться или иным способом переходить от одного лица к другому в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Таким образом, авторские права выступают на сегодняшний день в двух качествах: в качестве субъективных прав и в качестве оборотоспособных объектов гражданских прав. Конструкция, допущенная законодателем, представляется нам более удачной, чем действовавшая ранее, поскольку она позволяет бесспорно отнести произведения (равно как и другие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности) к нематериальным объектам.

Согласно статье 1255 ГК РФ, авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Закон закрепляет авторские права в виде перечня, в который входит исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв произведения, право на вознаграждение за пользование служебным произведением, право следования и право доступа. Два последних относятся только к произведениям изобразительного искусства.

Оговоримся сразу, что хотя законодатель и проводит деление интеллектуальных прав на имущественные, личные неимущественные и иные права (статья 1226 ГК РФ), он не раскрывает природы так называемых иных прав. Исключительное право на произведение является имущественным правом, право авторства и право автора на имя – личными неимущественными правами  в силу прямого указания закона. Анализ норм, касающихся права на обнародование, права на отзыв и права на неприкосновенность произведения позволяет сделать вывод, что данные права также относятся к личным неимущественным правам автора [3, С. 117]. Таким образом, к иным правам мы можем отнести право доступа и право следования, поскольку они сочетают в себе черты имущественных и личных неимущественных прав.

Использование авторских прав третьими лицами допускается в отношении имущественных прав автора, то есть в отношении исключительного права на произведение. Правообладатель вправе использовать произведение по своему усмотрению любым не  противоречащим   закону способом, равно как и распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на произведение (п. 1 статьи 1229, п. 1 статьи 1270 ГК РФ).

Использование авторских прав в рекламе, безусловно, должно подчиняться общим правилам, установленным частью четвертой ГК РФ. В том случае, когда рекламный продукт представляет собой охраняемый результат интеллектуальной деятельности, возможны две основных формы  использования исключительного права.

1. Рекламный продукт  используется в режиме служебного произведения. Это происходит в ситуации, когда автор (работник) находится в трудовых отношениях с пользователем (работодателем) и создает произведение в пределах установленных для работника трудовых обязанностей (п. 1 статьи 1295 ГК РФ). По общему правилу, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. В этом случае у автора служебного произведения возникает право на вознаграждение (имущественное право), размер которого определяется соглашением с работодателем.

Если в соответствии с договором между работником и работодателем исключительное право на служебное произведение остается у автора такого произведения, у работодателя возникает право использовать произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из задания пределах (п. 3 статьи 1295 ГК РФ).

2. Рекламный продукт создается по договору авторского заказа и используется в соответствии с условиями договора. По общему правилу, в этом случае материальный носитель произведения переходит к заказчику вместе с исключительным правом на произведение или с разрешением на использование исключительного права в оговоренных договором пределах (пп. 1, 2 статьи 1288 ГК РФ). Отчуждение исключительного права фактически означает отказ автора от возможности использовать свое произведение в пользу приобретателя по договору. В этом случае к приобретателю переходит также и право на обнародование произведения, которое изначально принадлежит автору и носит характер личного неимущественного права. Выдача разрешения на использование исключительного права (заключение лицензионного договора) означает передачу имущественных правомочий автора заказчику в оговоренных договором пределах.

В том случае, если рекламодатель хочет использовать в рекламе охраняемый объект авторского права, ему необходимо получить разрешение правообладателя – автора или иного лица, обладающего исключительным правом на данное произведение.

Объект авторского права. Рекламодателю необходимо иметь в виду, что к объектам авторских прав относится не только произведение в целом, но и часть произведения, его название и персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда и имеют объективную форму выражения (п. 7 статьи 1259 ГК РФ). В то же время закон дает перечень объектов, которые, хотя и обладают признаками произведения, но, тем не менее, к объектам авторских прав не относятся. Это официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований, произведения народного творчества и сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. Указанные объекты могут быть использованы в рекламе, но только в том случае, если такое использование не вводит в заблуждение потребителей и иных лиц относительно объекта рекламирования.

В том случае, если на произведение истек срок действия исключительного права, оно может использоваться любыми заинтересованными лицами при условии соблюдения личных неимущественных прав автора. Вот тут как раз мы сталкиваемся с основной особенностью использования произведения в рекламе – как правило, имя автора в рекламе не упоминается как раз по причине назначения рекламного продукта. Рекламный продукт продвигает определенный товар, внимание потребителя рекламы сосредоточено на сюжете, в центре которого – объект рекламирования, и не должно отвлекаться на автора оригинальной идеи. А если учесть, что подобные идеи, как правило, разрабатываются в соавторстве, то становится понятно, что с технической точки зрения указание имен авторов в данном случае затруднено. Исходя из содержания права автора на имя, мы можем сделать вывод о том, что в данном случае автор вынужден использовать свое правомочие обнародовать произведение без указания имени (анонимно). Данная ситуация является вполне закономерной, когда рекламодатель или иной пользователь может получить согласие автора на анонимное использование произведения в рекламе. Однако после смерти автора и в случае, когда произведение перешло в общественное достояние, закон разрешает наследникам и другим заинтересованным лицам выступать в защиту личных неимущественных прав автора. Тем самым рекламодатель не застрахован от возможных исков в свой адрес со стороны таких лиц.

Субъекты авторских прав. Прежде чем оформлять разрешение на использование произведения в рекламе, рекламодателю необходимо удостовериться, что он имеет дело с надлежащей стороной по договору, и что данное лицо на самом деле правомочно распоряжаться исключительным правом на произведение. Чаще всего исключительное право принадлежит самому автору произведения или его наследникам. Однако если речь идет о служебных произведениях, исключительное право, как отмечалось выше, может возникать у работодателя. Кроме того, Гражданский кодекс допускает конструкцию, ранее не существовавшую: автор может заключить договор с третьим лицом об отчуждении исключительного права на произведение. Такой договор возможен как непосредственно при создании произведения и до его обнародования, так и позднее, в течение всего срока действия исключительного права. Поскольку договоры в сфере авторского права не подлежат государственной регистрации, информация о них является закрытой, и рекламодатель в этом случае должен выяснить у автора или его наследников, являются ли они правообладателями в отношении конкретного произведения. В некоторых случаях, чаще всего, когда речь идет о музыкальных произведениях, авторы могут передавать свои правомочия на распоряжение исключительным правом в части заключения лицензионных договоров организациям, осуществляющим коллективное управление авторскими и смежными правами.

Согласно Гражданскому кодексу, организации по управлению правами на коллективной основе – это основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии  с  полномочиями,  предоставленными  им   правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на  коллективной   основе (п. 1 статьи 1242 ГК РФ). Рекламодатель в данной ситуации получает разрешение не у самого автора, а у подобной организации, причем необходимо иметь в виду, что она правомочна предоставлять в пользование исключительные права на произведение только на условиях простой неисключительной лицензии (п. 1 статьи 1243 ГК РФ).

Если рекламодатель заключает договор об использовании авторских прав не с автором, а с его наследником, необходимо удостовериться в том, что наследник обладает на это достаточными полномочиями. Исключительное право наследуется, согласно закону, как единое целое, и все наследники должны осуществлять свои права на основе взаимного согласия, а при отсутствии согласия порядок  использования исключительного права на произведение устанавливается судом.

Передача прав на использование произведения в рекламе может осуществляться на основании лицензионных договоров. Лицензионные договоры об использовании авторских прав заключаются в простой письменной форме, причем несоблюдение формы договора влечет его недействительность. Закон требует обязательного указания суммы вознаграждения автору или иному правообладателю по возмездному лицензионному договору. При отсутствии условия о размере вознаграждения или о порядке его определения такой договор считается незаключенным. Помимо суммы вознаграждения в договоре должен быть указан объект авторского права и способы его использования, а также территория, на которой разрешается использование, и срок договора. При отсутствии условия о территории действия договора считается, что он действует на всей территории Российской Федерации, а при отсутствии условия о сроке его действия, договор считается заключенным на пять лет. При этом договор не может действовать, если истек срок действия исключительного права.

Исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и семьдесят лет после его смерти. По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние и может использоваться любым заинтересованным лицом, но с условием соблюдения личных неимущественных прав автора (статья 1282 ГК РФ).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема использования объекта авторских прав в рекламном продукте относится к числу сложных и многоаспектных. В настоящей статье были выявлены лишь основные принципы такого использования, которые могут быть положены в основу дальнейшей разработки указанной проблемы.

Автор: Кандидат юридических наук Арзуманян А. Б.

 


Литература:

 

  1. Серебровский В. И. Вопросы соетского авторского права. М., 1956.
  2. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2004.
  3. Арзуманян А. Б. К вопросу о классификации интеллектуальных прав в Гражданском кодексе РФ// Материалы научной конферернции ЮРГИ «Наука и образование: проблемы, поиски, решения». Ростов-на-Дону: Изд-во «Антей», 2010
система комментирования CACKLE

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.

17.10.2016
Интернет-маркетинг накануне 2017 года, что в остатке?

Тенденции интернет-маркетинга в 2016 году, которыми нельзя пренебрегать.

12.10.2016
Рейтинги социальных сетей в 2016 году

Какие социальные сети оказались на первом месте в Росси и в мире?

16.09.2016
В октябре в Москве покажут «Каннских львов»

Москвичи смогут по достоинству оценить лучшие рекламные работы 2016 года.