Правовые аспекты рекламы для детей
Согласно Семейному кодексу РФ, несовершеннолетние - лица, не достигших совершеннолетия (18 лет). Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная РФ в 1990 г., устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту[1]. С этой целью в законодательстве Российской Федерации содержится комплекс норм.
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и в связи с недостатком опыта в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних. Примером данной рекламы может служить употребление в ее тексте выражений типа "Твои родители ничего не понимают, они покупают тебе плохую одежду. Лучшая для тебя одежда такая-то".
Дискредитация может проявляться в умалении достоинства указанных субъектов, принижении их значения и роли в воспитании несовершеннолетних.
Термин “воспитатель” трактуется расширительно и включает в круг таких лиц также учителей, тренеров спортивных секций, а также иных лиц, осуществляющих воспитательные функции[2]. Так, вместе с ним могут проживать и оказывать влияние на воспитание несовершеннолетнего дед и бабушка, другие родственники и лица, не связанные с ним родственными узами;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.
Например, при оспаривании в суде факта распространения рекламы с нарушением требований Закона о рекламе в защиту несовершеннолетних соответствующая реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.
В рекламе, адресованной несовершеннолетним, не допускается поощрение "вещизма", а именно внушение возможности убедить родителей приобрести рекламируемые товары. Другим примером подобного рода действий может служить использование фраз типа "Мама, купи!" или "Папа, купи!";
3) в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта при производстве, размещении и распространении рекламы создание у них нереального (искаженного) представления о цене (стоимости) товара, в том числе косвенным указанием на его доступность для любого семейного бюджета. Нарушение данного пункта также имеет место быть в предыдущем примере;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками. При этом по смыслу Закона не имеет значения, в чем будет это предпочтение. Примером может служить реклама того, что, к примеру, съев определенный йогурт, ты будешь летать во сне, расти быстрее всех и т.п.;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром. Данное положение является антиподом предыдущего. Если первое направлено на запрет на формирование у несовершеннолетнего ложного представления о том, что он будет обладать какими-либо выдающимися качествами при приобретении определенного товара, то комментируемое положение устанавливает запрет на указание в рекламе на неполноценность того несовершеннолетнего, который не обладает рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях. Запрещено размещать информацию в рекламе таким образом, чтобы несовершеннолетние могли оказаться в опасной для жизни и здоровья ситуации (например, показывать ребенка в рекламе таким образом, чтобы в ней он шел по краю обрыва и демонстрировал товар);
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен. Если результаты использования товара показаны или описаны, реклама должна давать информацию о том, что реально достижимо для несовершеннолетних той возрастной группы, для которой предназначен товар. Для выполнения этого требования необходимо, видимо, чтобы на маркировке товара или в листе-вкладыше было указано, для какой возрастной группы предназначен тот или иной товар. В настоящее время в действующем законодательстве такого требования к товарам для несовершеннолетних нет, поэтому невозможно выполнить и требования к рекламе соответствующих товаров;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью. Такие нарушения можно встретить при рекламировании различного рода косметических средств, и в частности помогающих устранить юношеские угри.
В Законе о рекламе обозначена цель указанных ограничений - защита несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта. Надо признать, что в целом такие запреты целесообразны, но существуют проблемы с их реализацией.
Положения о защите прав несовершеннолетних содержатся также в других нормах. Так, реклама алкогольной продукции, пива, табачной продукции, а также оружия не должна:
обращаться к несовершеннолетним;
использовать образы несовершеннолетних.
Реклама алкогольной продукции, пива, табачной продукции, а также оружия не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, пива и табачных изделий допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом, как было указано выше, к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.
Кроме того, реклама оружия, медицинских средств, а также основанных на риске игр и пари не должна обращаться к несовершеннолетним.
Ранее действовавший Закон о рекламе содержал общее положение о том, что текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается. Действующее законодательство такого положения не содержит, что вряд ли можно отнести к достоинствам Закона о рекламе.
[1] Паршуков А.В. Понятийный аппарат нового закона о рекламе //Реклама и право. 2006. N 2.
[2] Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (Постатейный)/СПС КонсультантПлюс, 2007.