ВКонтакте
Facebook
Читайте нас где удобно




  Творчество Альфонса Мухи как образец плакатной живописи XIX века.

Творчество Альфонса Мухи как образец плакатной живописи XIX века.

Творчество Альфонса Мухи как образец плакатной живописи XIX века.

Во второй половине XIX века в изобразительной рекламе ведущих европейских стран произошел значительный прорыв: переход от графической и живописной вывески к многокрасочному плакату. Этот процесс совпал с отмиранием викторианского стиля в живописи и дизайне, уступившего место возникновению Арт Нуво. Это новое направление, с энтузиазмом подхваченное французскими художниками, основой которого послужило именно ломка старых традиций, характеризовалось еще и повышенным интересом к восточным мотивам. Проникновение элементов антагонистической в каком-то смысле для Европы культуры не выглядело, однако, противоестественным: после эпохи Великих Географических открытий, когда Восток обрел вполне реальные очертания, он утвердился в сознании европейцев уже не как сказочный, а как экзотический. И желание познать его многообразие отразилось прежде всего в той сфере, в которой проще было совмещать опыт противоположных мироощущений – в искусстве. Разумеется, в этой связи уместно говорить о многих других известнейших направлениях, таких как импрессионизм, испытавших влияние восточной культуры, но Арт Нуво занимает особое место. В рамках этого течения сформировались принципы, основанные на плюралистическом подходе к произведениям искусства.

Дама с камелиями. Рекламный плакат 
для Сары Бернар. 1896

Гамлет. Рекламный плакат для Сары Бернар. 1899

Арт Нуво, запечатленный в работах таких художников как А. Тулуз-Лотрек, Ж. Шере, А. Муха, О. Бердслей, содержал в себе немало парадоксов, сочетая провозглашение новых форм с обращением к образам культуры более древней, чем западная. Тем не менее, сложно найти произведения более изящные и завораживающие воображение, что становится особенно важной характеристикой при создании рекламных плакатов.

 

Рекламный плакат сигаретной бумаги "Иов". 1896

Реклама выставки в "Салоне ста". 1897

Сара Бернар. 1896

Здесь следует обратиться непосредственно к творчеству Альфонса Мухи, чеха по происхождению, снискавшего всемирную славу во Франции. Так называемый «стиль Мухи», приравниваемый к официальному названию Арт Нуво, послужил примером для подражания целому поколению дизайнеров.

Реклама выставки работ А.Мухи в "Салоне ста". 1897

 

Рекламный календарь фирмы "Masson". Весна. 1897

Рекламный календарь фирмы "Masson". Лето. 1897

Рекламный календарь фирмы "Masson". Осень. 1897

Рекламный календарь фирмы "Masson". Зима. 1897

В центре своих плакатов Муха помещал идеализированный образ женщины: плавность линий, близость к природным формам, отказ от заостренных углов – эти характерные приметы Арт Нуво оставляли неизгладимое впечатление в сознании реципиентов. Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

- цветочные мотивы

- орнамент

- орнамент с использованием мифических существ

- мифологическая символика

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Самаритянка. Рекламный плакат для Сары Бернар. 1897

Реклама синьки торговой марки "Дешам". 1897

Реклама велосепедов торговой марки "Perfecta". 1897

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Рекламный плакат сигаретной бумаги "Иов". 1898

Реклама пива "Bieres de la Meuse"

 

Еще один мотив – символическое изображение подковы в увеличенном виде, с расписным орнаментом внутри. Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Реклама шампанского "White Star" марки Моэт и Шандон. 1899

Реклама сухого шампанского "Империал" марки Моэт и Шандон. 1899

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет.

 Егина Е. Б.

 

21.04.2017
Актуальные тренды e-mail маркетинга 2017

Что нужно знать об e-mail-рассылках в 2017 году?

19.04.2017
Как работать с блогерами в соцсетях?

Как построить эффективное сотрудничество с блогером?

11.04.2017
Что такое agile-маркетинг?

Особенности гибкого маркетинга по сравнению с традиционным маркетинговым планированием.

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.