Понятие репутационных рисков

В современных словарях по экономике не всегда упоминаются так называемые репутационные риски. В то же время любая компания в той или иной степени подвержена опасности таких рисков, и в задачи PR-менеджера на современном предприятии непременно должно входить управление репутационными рисками. Итак, начнем с терминологии.

Экономический риск - это возможность понесения потерь вследствие случайного характера результатов принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий;

Управление риском – это деятельность предприятия (фирмы, банка), направленная на сокращение возможных потерь, обусловленных риском .

Деловая репутация - набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, избирателей и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности .

Опираясь на данные определения, попытаемся понять, что же такое репутационные риски. На практике управление рисками часто сравниваются с управлением выходом из кризиса с той разницей, что риск – не такое масштабное явление, как кризис. Исходя из этого репутационный риск может определяться как реальная или потенциальная угроза деловой репутации — угроза, которая, если ее не контролировать должным образом, способна привести к губительному для репутации кризису .

Очевидно, что управлять выходом из кризиса легче, чем рисками, хотя бы потому, что кризис – явление куда более определенное, в то время как риски не столь очевидны и не поддаются какой-либо систематизации. Практики отмечают также сложность, связанную с изначально враждебно настроенной к современным компаниям общественностью. Крупные компании, как правило, находятся под пристальным вниманием последней, и при появлении малейших промахов на них тут же обрушивается волна негодования.

Прежде чем определить приоритетность тех или иных рисков, следует провести их классификацию. В самом общем виде репутационные риски можно подразделить на три большие группы:

- корпоративные риски – проблемы, связанные с деятельностью компании, в том числе производственной, управленческой и т. д.;

- глобальные риски – проблемы, актуальные не для одной компании, а для целого ряда компаний, связанных с производством однородных товаров (экологические проблемы, проблемы ожирения и т. д.);

- локальные риски – напротив, затрагивают не компанию в целом, а какую-то часть служащих (работников) компании (например, массовые увольнения).

При этом важно отметить, что некоторые из рисков, например, экологические, могут пересекаться с понятием социальной ответственности компании.

Приоритетное значение тех или иных рисков для компании может определяться различными способами. Например, можно использовать такие критерии, как тяжесть последствий и вероятность наступления. Соответственно, риск с высокими показателями по обоим критериям будет считаться наиболее приоритетным. Еще один метод – расположение рисков в виде концентрических кругов, расположенных ближе или дальше от центра по выбранным критериям (чем ближе – тем выше вероятность наступления). Сложнее определиться с самими критериями. Зачастую они отбираются интуитивно, потому что, как мы отметили в самом начале, логически просчитать репутационные риски не всегда возможно. В то же время нельзя и полностью отказываться от анализа имеющихся фактов.

Анна Арзуманян

 


Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

Малеина М. Нематериальные блага и перспективы их развития.//Закон, 1995. №10. С. 104.

Эндрю Гриффин. Управление репутационными рисками: стратегический подход.

система комментирования CACKLE

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.

17.10.2016
Интернет-маркетинг накануне 2017 года, что в остатке?

Тенденции интернет-маркетинга в 2016 году, которыми нельзя пренебрегать.

12.10.2016
Рейтинги социальных сетей в 2016 году

Какие социальные сети оказались на первом месте в Росси и в мире?

16.09.2016
В октябре в Москве покажут «Каннских львов»

Москвичи смогут по достоинству оценить лучшие рекламные работы 2016 года.