История PR в лицах. Владимир Мономах

Владимир (при крещении Василий) Мономах – сын византийской принцессы, дочери Константина Мономаха и русского великого князя Всеволода.

Более всего в истории известен как объединитель русских земель, великий князь, при котором Киевская Русь достигла своего расцвета (1113-1125 гг.).

Владимир Мономах взошел на киевский престол довольно поздно – в 60 лет. После смерти его отца Всеволода в 1093 г. князем киевским становится двоюродный брат и злейший враг Владимира – Святополк (1093-1113 гг.). Источники не дают определенного ответа, почему Киев предпочел Святополка, однако можно предположить, что таково было решение киевских бояр. В то же время очевидно, что Владимир предпринимает в этой ситуации сильный PR-ход: он сам объявляет, что отказывается от киевского престола якобы во избежание междоусобицы.

В последующие годы Владимир предпринимает попытки собрать «компромат» на Святополка. Свидетельство тому – летописи киево-печерского игумена Ивана, рисующего киевского князя в крайне невыгодном свете, а также некоего Василия, описывающего все злодеяния и промахи Святополка. Одно из таких злодеяний – ослепление князя Василько Ростиславича Теребовльского – чуть было не привело к свержению Святополка Владимиром, однако за киевского князя вступились митрополит и мачеха Мономаха, великая княгиня.

В 1100 году в Уветичах проходит княжеский съезд, и Владимир надеется убедить князей в том, что именно он достоин киевского престола. С этой целью Мономах, прекрасно владея пером, активно работает над собственным имиджем, ведет собственную летопись, описывая свою борьбу с половцами, всячески критикует недостатки, в которых упрекали Святополка (клятвопреступление, беззаконие) в дошедшем до наших дней Поучении детям и так далее. Тем не менее, и эта его попытка оканчивается неудачей.

Политическая деятельность Владимира в последующие годы направлена на борьбу с половцами и на объединение для этой борьбы русских князей. Фактически такая необходимость была вызвана реальной угрозой разграбления русских земель половцами, однако в глазах современников Владимир становится национальным героем. Именно он организовывает первый наступательный поход на половецкие земли объединенными дружинами русских князей. Именно он обращается за помощью к своему противнику Святополку и в союзе с ним одерживает победу над двумя могущественными половецкими ханами (1107 г.). Его деятельность описывается в летописях как общерусское дело – защита всей Руси.

Следующий удачный для Владимира PR-ход – описание летописцами-монахами его битвы с половцами 1111 года. В летописи говорится, что христианам в битве помогали посланные Богом ангелы, и слава о победе русских князей разнеслась «по всем странам дальним». Это описание подтверждает, что православная церковь на тот момент оказала идеологическую поддержку Владимиру, что не могло не сыграть своей роли в дальнейшем. Поэтому, когда в 1113 году умирает Святополк, киевское вече принимает решение об избрании князем Владимира. Мономах и в этой ситуации вновь показывает себя как сильного PR-деятеля: он оплакивает Святополка и отказывается от престола. Тем временем в Киеве начинаются беспорядки, грабежи и усобицы. Киевляне вновь обращаются к Мономаху с просьбой занять престол, и на этот раз князь отвечает согласием.

Постпиар Владимира Мономаха связан в наши дни с известным царским головным убором, по легенде подаренным Владимиру его дедом, византийским императором Константином.

Благодаря своим победам над половцами Мономах становится персонажем русских былин, так же как и побежденный им половецкий хан Тугоркан (в былинах – Тугарин Змеевич). Народная память объединяет образ Владимира Мономаха с образом Владимира Святого (Владимир «Красно Солнышко»), в результате чего их былинные персонажи  соединяются.

Как PR-деятель Владимир Мономах примечателен, прежде всего, тем, что, обладая недюжинным даром пера, сам занимался собственным продвижением, создавая описания своих деяний и каждодневных поступков. Широко известны и дошли до нас такие его сочинения, как Поучение детям, законченное уже в конце жизни, Письмо к Олегу Святославичу, описания его деяний, отраженные в личной летописи.

В конечном итоге до наших дней доходит идиллический образ правителя – защитника русских земель и русского народа, несмотря на то, что в действительности и этот князь киевский был далеко не идеален. Тем не менее, постпиар Мономаха сыграл свою роль в дальнейшей истории России как наследницы Византии и в обосновании политической концепции «Москва – Третий Рим».

 


 

Примечание: Возникновение легенды произошло позднее, на рубеже XV-XVI вв., в период становления Московского государства.

По материалам: В. Мединский Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного. СПб.: Питер,2008. С. 130.

 

система комментирования CACKLE

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.

17.10.2016
Интернет-маркетинг накануне 2017 года, что в остатке?

Тенденции интернет-маркетинга в 2016 году, которыми нельзя пренебрегать.

12.10.2016
Рейтинги социальных сетей в 2016 году

Какие социальные сети оказались на первом месте в Росси и в мире?

16.09.2016
В октябре в Москве покажут «Каннских львов»

Москвичи смогут по достоинству оценить лучшие рекламные работы 2016 года.