Развитие коммерческого PR в США в начале XX

Стремительное развитие коммерческого PR в США в начале XX века было связано с обострением отношений между бизнесом и общественностью. Именно в это время появляется такой небезызвестный жанр, как журналистское расследование, целью которого становится разоблачение того или иного крупного представителя бизнеса путем  обнародования сомнительных или нелицеприятных фактов из личной жизни или профессиональной деятельности. В качестве ответной меры политики и бизнесмены после продолжительной борьбы добились принятия специального закона о неприкосновенности частной жизни, поскольку апелляций к IV и V поправкам к Конституции о неприкосновенности частной жизни и недопустимости разглашения сведений личного характера без согласия самого лица было явно недостаточно.

Так как изменить мнение общественности о себе с помощью рекламы корпорациям не удавалось, они обратились к PR-специалистам для установления отношений с прессой и потенциальными клиентами. К числу таких корпораций относились, в частности, Chicago Edison Company, Американская телефонная и телеграфная компания, Пенсильванская железнодорожная компания и другие.

Признанный основатель профессиональных PR-служб Айви Ли являлся личным советником Д. Рокфеллера, помогая создавать его фирме имидж более открытой для общественности, чем раньше.

снователь профессиональных PR-служб Айви Ли

Айви Ледбеттер Ли (Ivy Ledbetter Lee)

 Другой признанный специалист в области PR, Э. Л. Бернейс, на протяжении нескольких десятилетий являлся консультантом американских президентов, крупнейших корпораций, банков, профсоюзных организаций. Широко известные примеры из его практики – компания по продвижению сигарет «Lucky Strike»  1928 г. и празднование 50-летнего юбилея деятельности Т. Эдисона 1929 г., привлекшее значительное внимание к корпорации General Electric.

признанный специалист в области PR, Э. Л. Бернейс

Эдвард Бернейс (Edward Louis Bernays)

Особо активно PR-службы использовались в США во время Великой депрессии для поддержания ослабевающего доверия общества к корпорациям.

После Второй мировой войны широкое распространение получает корпоративный PR. В его развитии американские исследователи выделяют четыре этапа:

- «эра развлечения работников» - убеждение в том, что  данная компания – лучшее место работы;

 -  «эра информирования» - аналог внешнего информирования, предложенного Айви Ли;

 -  «эра убеждения» - аналог двусторонней ассиметричной модели;

 -  «эра открытых отношений» - двусторонние симметричные отношения.

Согласно общему мнению, активно поддерживаемому американскими PR-специалистами, в европейских странах коммерческий PR стал активно развиваться после Второй мировой войны в результате сближения европейского бизнеса с американским. Однако это утверждение не совсем верно. Так, пресс-центр германской компании Krupp был создан еще в 1893 г. и активно работал и в довоенные годы. В Великобритании в корпорации Shell с 1920 гг. существовал пост директора по паблисити и рекламе. Крупный представитель деловой коммуникации С. Таллентс в 1920-30 гг. широко пропагандировал идеи использования массовых мероприятий и документального кино в PR-коммуникациях. Хотя сам термин PR и не использовался для обозначения деятельности по связям с общественностью,  он был известен в Европе еще в начале XX века. Так, во французском словаре «Petit Robert» давалось определение PR как «ансамбля методов и техники, используемых группами (компаниями, синдикатами, партиями, государством) и специальными группами по интересам для создания климата доверия среди персонала и публики с целью поддержать их деятельность и способствовать их развитию».

Можно сказать, что после Второй мировой войны стали создаваться собственно PR-службы, причем создавались они действительно по инициативе тех руководителей компаний, которые имели опыт работы с заокеанскими партнерами. Первыми такие службы создали Shell и Esco-Standart.

С середины XX века компании большинства европейских стран стали создавать PR-службы и сотрудничать с PR-агентствами. Примерно в то же время европейские PR-специалисты начали критиковать американские теории PR-коммуникаций и предлагать свои собственные. Например, PR-специалисты Франции и Германии противопоставляли агрессивному натиску американцев политику конструктивного взаимодействия с обществом, его информирования, внимательного изучения общественного мнения и, в конечном счете – «этического PR».

Тем не менее, европейцы не отказывались от американского опыта, однако зачастую акцентировали внимание на иных, чем американцы, аспектах, например, меньше уделяли внимания прессе и больше – общественным организациям и отдельным группам целевых аудиторий.

Мировые интеграционные процессы, начавшиеся с 60-х годов прошлого века, привели к развитию транснациональных корпораций и глобализации экономики. Была затронута и сфера PR, вследствие чего границы между американским и европейским PR стали достаточно условными.

система комментирования CACKLE

24.10.2016
Как бренды используют Telegram?

Виды продвижения в телеграмм.

17.10.2016
Интернет-маркетинг накануне 2017 года, что в остатке?

Тенденции интернет-маркетинга в 2016 году, которыми нельзя пренебрегать.

12.10.2016
Рейтинги социальных сетей в 2016 году

Какие социальные сети оказались на первом месте в Росси и в мире?

16.09.2016
В октябре в Москве покажут «Каннских львов»

Москвичи смогут по достоинству оценить лучшие рекламные работы 2016 года.