Coca-Cola - в народные массы через искусство
От своей традиционной упаковки - рельефной
бутылки - компания Coca-Cola отказалась еще в 1970-1980гг. Тогда на рынке начался
захват больших пластиковых упаковок. Но к 1994 г, когда производство смогло
создать первую пластиковую рельефную бутылку, компания решила вспомнить о
традиционном "одеянии своего бренда". Было проведено исследование, в
результате которого выяснилось, что многие люди считают рельефную бутылку
эстетически привлекательной. Эксперты в области живописи подтвердили, что форма
этой бутылки имеет глубокие корни в традиционном народном искусстве.
Руководствуясь данными исследований, маркетинговая команда создала
единственную в своем роде экспозицию, базирующуюся на традициях народного
искусства, с использованием рельефной бутылки в качестве общего элемента. Проект получил название «Олимпийский салют Coca-Cola народному
искусству» и проходил на фоне глобального мирового спортивного события —
столетия Олимпийских игр в 1996
г.
Главным слоганом кампании стало: "Ничто так не соответствует сущности и
духу Coca Cola, как рельефная бутылка, и ничто так не соответствует сущности и
духу народа, как его традиционное искусство".
Присоединиться
к проекту предложили странам, участвующим в Олимпиаде. По замыслу, каждая
страна-участница определяла собственный подход к созданию скульптуры.
Художникам была предоставлена свобода самовыражения в создании дизайна,
наиболее лучше отражающего собственную ментальность.
Общий двухгодичный бюджет составил 400 тыс. долл., из которых 242 тыс. (60%)
были истрачены на подготовку выставки и доставку, хранение и восстановление
бутылок.
Результат превзошел
все ожидания, так как фольклорные художники из 54 стран создали разноцветные,
объемные бутылки (от 2 до 12 футов* в высоту) из местных материалов.
Создателями были такие разные люди, как резчик по дереву из Белиза,
изготовитель игрушек из Уругвая, школьный учитель с островов Фиджи, ирландская
школьница, бывшая прислуга из Южной Африки и Финстер художник и вдохновитель
программы.
Для раскручивания рельефной бутылки были сделаны следующие PR-шаги: церемонии
первого показа с участием глав государств, конкурсы с всенародным голосованием,
мероприятия, приуроченные к отправке экспоната, выставки в торговых центрах и
местах скопления людей.
Многоуровневый
подход к PR включал первый показ бутылки Финстера в народном стиле на выставке
в Музее искусств Атланты. 3000 детей украшали 20-унциевые** рельефные бутылки;
рассылку рекламных сувениров, состоящих из забавной открытки и кисти с
автографом Финстера в пластиковой рельефной бутылке; отдельные рекламные акции
в родных городах художников, представляющих США; периодический показ новых
бутылок на веб-сайте компании Coca-Cola и другие мероприятия.
Телевизионным
компаниям по всему миру были предоставлены видеоматериалы об изготовлении
бутылок, снятые в Китае, Южной Африке, Уругвае и других странах.
Увязывание
культурных образов с коммерческим продуктом требовало особой осторожности в
PR-подходах. Было важно, чтобы "искусство говорило само за себя".
Проект
оказался настолько успешно связан с задачей укрепления брэнда, выделения
индивидуальности Coca-Cola, что маркетинговую команду попросили подготовить
подробное исследование для менеджеров по маркетингу компании во всем мире.