Обзор советских социальных плакатов 1930-1940 гг.
К 1930-м гг. с многообразием в плакатной графике было покончено, в связи с введением единого метода в искусстве (в том числе и прикладном) под названием «соцреализм». Теперь все создаваемое художниками, писателями, поэтами и другими творцами подчинялось жесткой задаче насаждения новой идеологии. Графики-плакатисты испытали это на себе в первую очередь. Социальные плакаты должны были не только формировать «правильное» отношение к советской власти, но и освещать индустриализацию, происходящую в стране в этот период, а также бороться со всеми личными и общественными пороками.
Для начала хотелось бы рассмотреть плакаты, посвященные индустриализации, и вообще вспомнить, с чем был связан этот процесс в истории СССР. По-другому социалистическую индустриализацию СССР еще называют сталинской индустриализацией. Это был процесс ускоренного наращивания промышленного потенциала Советского Союза, чтобы сократить отставание отечественной экономики от экономики капиталистических стран.
Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928—1932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства.
Рассмотрим некоторые образцы социальных плакатов этого периода, посвященных индустриализации. Ниже представлены работы и - 1930 г. На этих плакатах можно видеть типичные образы советских рабочих. Прослеживается также свойственная советским плакатам динамика.
Еще несколько работ следующих лет, также посвященных индустриализации: «Будущая война будет механизирована до последних пределов» (Длугач М. О., 1931 г), «Укрепим индустриальную мощь Советского Союза» (Сенькин С. Я., 1932 г), «Вся Москва строит метро» (Клуцис Г. Г., 1934 г).
Если перейти ко второй составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества», а именно, к коллективизации сельского хозяйства, то здесь также можно привести несколько показательных работ: «Батраки и комсомольцы, на трактор!» (Сварог В. С.), «Комсомольцы, на ударный сев» (Клуцис Г. Г.), «Каждый колхозник, каждая бригада» (Елкин В. Н.) – все эти плакаты 1931 г.
Энергичнее всего, конечно, звучат социалистические призывы, но и изображения плакатов соответствуют громким лозунгам.
Что касается третьей составляющей – культурной революции, то сначала следует пояснить, что это такое. Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
«Бей! По врагу культурной революции», неизвестный художник, 1930 г
«Неграмотный ребенок — позор для матери» Громицкий И. И., 1930 г
«Культурно жить — производительно работать», Клуцис Г. Г., 1932 г
В отдельную группу стоит выделить плакаты, посвященные утверждению новой роли женщины в социалистическом обществе: по мнению большевиков, женщина должна была работать наравне с мужчинами, также стремясь всеми силами построить новое социалистическое общество.
«Долой кухонное рабство!», Шегаль Г. М., 1931 г
«Восьмое марта — день восстания работниц против кухонного рабства», Дейкин Б., 1932 г
«Восьмое марта праздник трудящихся женщин всего мира», Мытников-Кобылин, 1932 г
«Женщины в колхозах — большая сила…», Пинус Н. С., 1933 г
Немаловажными были социальные плакаты, призывающие осуществлять в сроки планы первых пятилеток. Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов было из деревень. Процесс продолжал идти в течение нескольких десятилетий, так что в начале 1960-х численность городского и сельского населения сравнялись.
«Выполним полностью и в срок план хлебозаготовок», Лобанов А., 1930 г
«На штурм четвертого последнего года пятилетки!», Долгоруков Н. А., 1931 г
«Пятилетка сахпромышленности», Буланов Д. А., 1933 г
Борьба с табакокурением и халатным отношением к работе также имела место в этот период. Советской власти важно было не только привести народ к новой жизни, но и удержать от всех возможных пороков, особенно в период, когда трудовые ресурсы использовались на полную мощь.
«Долой безобразников по женской линии!..», Ротов К. П., 1930 г
«Курение табака дорогое и вредное дело для здоровья и хозяйства...», Неизвестный художник, 1930 г
«Падение труддисциплины разрушает транспорт», Неизвестный художник, 1931 г
«Сон на работе — на руку врагам рабочего класса», Чашников И., Иогансон Б. В., 1931 г
В целом, этот период характеризуется разнообразием тематики социальных плакатов на фоне единого стиля художественного воплощения. Реалистичность плакатов, узнаваемые образы представителей рабочего класса, динамичные изображения, пропаганда, энергичные лозунги – вот характерные черты социальных плакатов времени индустриализации СССР.