История товарного знака в России

  История товарного знака в России

Упорядочение регистрации товарных знаков в России происходит в XIX веке. Под влиянием иностранных промышленников и коммерсантов, акцентировавших внимание на своих фабричных марках, российские предприниматели также осознали важность использования индивидуального товарного знака в рекламных целях.

Патентная служба была учреждена в России в 1823 г. C этого времени требовалось наличие отличительных особенностей одного товарного знака от другого. Как правило, в качестве товарного знака использовалась фамилия предпринимателя, написанная оригинальным шрифтом (в настоящее время – фирменная шрифтовая надпись или логотип), она же фигурировала на вывесках, упаковке, различных документах предприятия.

В 1883 г была принята Парижская конвенция об охране промышленной собственности: теперь товарные знаки выделялись из общего ряда клейм и обладали правовыми гарантиями. На базе этой конвенции в 1896 г в России вышел соответствующий закон.

Существенным дополнением товарных знаков этого периода становится изображение медалей, полученных на всемирных и всероссийских выставках за призовые места: ничто лучше не свидетельствовало о качестве предлагаемой продукции.

Здесь надо отметить и тот факт, что упаковка в этот период активно развивается, выполняя помимо утилитарной эстетическую и рекламную функции. К середине XIX века в России усовершенствовалось производство стеклянной тары, что положительно сказалось на внешнем облике флаконов для парфюмерной продукции и емкостей для напитков. Часто на самом стекле можно было видеть особые фирменные клейма. Вот что пишет на эту тему исследователь С. И. Чередниченко: «Так фирма «Кармеев, Горшанов и К°» ставила клеймо на стеклянных бутылках в виде букв «К» и «Г», завод «Калинкин», помимо товарного знака в виде земного шара, давал еще и выпуклую рельефную надпись «Калинкин». Нередко бутылка несла на себе и рельефное изображение полученных на выставках и ярмарках наград».

В 1880-е гг. было также налажено производство жестяной упаковки, активно использующейся впоследствии торговцами чая и кондитерских изделий: металлохромия – цветное тиснение по жести – открывало богатые рекламные возможности.

Малые рекламные жанры, такие как этикетка, конфетные фантики, рекламные открытки, вкладыши рекламного характера и т. п., также активно развивается и используется предпринимателями в рекламных целях в последней четверти XIX века. Например, рекламные вкладыши можно было увидеть в коробках с кондитерскими изделиями. Приведем замечание исследователя Чередниченко: «Особенно много их изготавливали по заказу кондитерских фабрик. Так, товарищество «Эйнем» выпускало множество вкладышей размером 6,5×11 см. Они были цветными, обладали высокими художественными достоинствами, серия, как правило, состояла из 12 вкладышей на одну тему».

Интересно, что предприятия уделяли внимание и оформлению деловых бумаг: «Бумажный лист с товарным знаком превращался в добротно сделанную солидную вещь. Старинный товарный знак мог сделать его не только официальным бланком, он сообщал ему качество «ценной бумаги», превращая в своего рода денежный знак. Это можно объяснить тем, что пластически богатая знаковая графика, как правило, обладает способностью «держать» любую поверхность, монументализировать ее». (С. Серов Товарные знаки XIX века// Реклама. 1985, №2).

31.08.2023
Чем привлекательна профессия веб-дизайнер?

Чтобы сайт оправдывал цель создания — важно добиться хорошей посещаемости

21.12.2023
Особенности настройки рекламы для интернет-магазина автомобильных шин

Аудитория, контент, каналы продвижения, сегментация

18.12.2023
SEO Стратегии для продвижения в Яндексе и Google

Чтобы сайт оправдывал цель создания — важно добиться хорошей посещаемости