История правового регулирования рекламы в РФ

  История правового регулирования рекламы в РФ

История правового регулирования рекламы в современной России начинается с принятием в 1991 году закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Это первый антимонопольный закон в нашей стране, который определял понятие «конкуренция», «монополистическая деятельность», «доминирующее положение на товарных рынках», а также «недобросовестная конкуренция». Среди форм недобросовестной конкуренции статья 10 закона впервые называла введение в заблуждение и некорректное сравнение. Закон 1991 года просуществовал 15 лет, и в 2006 году был принят уже второй антимонопольный закон – «О защите конкуренции». Однако указанные выше определения практически не изменились. Согласно антимонопольному законодательству, к формам недобросовестной конкуренции, в том числе, относятся:

 - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

 - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

 - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

Другой важный правовой акт был принят 27 декабря 1991 года. Это Закон РСФСР «О средствах массовой информации», который, во-первых, указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации и, во-вторых, ограничивал объем рекламы в СМИ, не зарегистированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

7 апреля 1992 года вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», который:

1) установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя;

2) ввел ответственность за нарушение права потребителей на информацию.

22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Данный правовой акт вводил запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду запрещенных методов лечения и лекарственных средств.

В 1994 году по стране прокатилась волна финансовых банкротств. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков осаждали здания государственных учреждений с требованием возвратить их вклады. В целях быстрого реагирования на создавшуюся ситуацию 10 июня 1994 года были приняты Указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите прав инвесторов». В этих указах устанавливались отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, и вводился государственный контроль рекламной деятельности.

Однако этого было явно недостаточно для предотвращения распространения недобросовестной рекламы. 18 июня 1995 года был принят первый Закон РФ «О рекламе». Он являлся центральным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную деятельность в РФ. В то же время продолжали действовать и ряд иных законов и подзаконных правовых актов, содержащих нормы, посвященные регулированию рекламной деятельности.

В период с 1995 по 2005 годы первый закон о рекламе, конечно же, претерпевал изменения. Это было связано с активным развитием товарных рынков, и, как следствие, с развитием рекламной индустрии. На сегодняшний день российский рекламный рынок оценивается как один из наиболее перспективных. В то же время первый закон о рекламе, хотя и являлся крайне востребованным в тот период, в последние годы уже не отвечал требованиям интенсивно развивающейся отрасли. В связи с этим 13 марта 2006 года был принят новый закон о рекламе, который вступил в действие 1 июля 2006 года и на сегодняшний день уже претерпел несколько изменений.

Рассмотрим теперь действующие правовые акты в сфере рекламы в порядке их иерархии.

Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция РФ, как Основной Закон государства, закладывает начала правового регулирования всех отраслей законодательства. В частности, к рекламной сфере можно отнести нормы статьи 29 Конституции, согласно которой,  во-первых, каждому гарантируется свобода мысли и слова, во-вторых, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, и, в-третьих, закрепляется свобода информации.

Кодифицированные нормативно-правовые акты.

Гражданский кодекс РФ 1994 года. Данный нормативно-правовой акт применяется:

1)к регулированию договорных отношений в сфере рекламы – главы 21-26 – общие положения об обязательствах, главы 27-29 – общие положения о договоре; глава 34 – аренда, глава 37 – подряд, глава 39 – возмездное оказание услуг и др.;

2)к регулированию отношений по созданию, реорганизации и ликвидации саморегулирующихся организаций – глава 4 – юридические лица;

3) к отношениям по поводу защиты чести и достоинства, а также деловой репутации лица – глава 8 – нематериальные блага и их защита, глава 59 – обязательства вследствие причинения вреда и т. д.

Уголовный кодекс РФ 1996 года. В настоящее время содержит два состава, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере рекламной деятельности. Статья 242 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов.  Статья 242.1 - изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 года устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе - Статья 14.3. КоАП. Это общая норма, которая, по сути, может применяться к любым случаям нарушения закона о рекламе и иных нормативно-правовых актов в сфере рекламы, кроме тех, о которых говорится специально. Например, статья 14.33 кодекса – Недобросовестная конкуренция, статья 14.37 – Нарушение требований к установке рекламных конструкций, статья 14.38 – Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах.

Специальное законодательство. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Закон представляет собой кодифицированный правовой акт, охватывающий различные сферы рекламной деятельности, в том числе контроля и ответственности в сфере рекламы.

Закон состоит из 6 глав.

Глава I – Общие положения

Глава II – Особенности отдельных способов распространения рекламы

Глава III – Особенности рекламы отдельных видов товаров

Глава IV – Саморегулирование в сфере рекламы

Глава V – Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе

Глава VI – Заключительные положения

Целями Закона о рекламе являются:

развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;

обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;

реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;

предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Сфера применения Закона о рекламе. Закон действует в отношении всех видов коммерческой и социальной рекламы, распространяемой на территории РФ, независимо от места производства рекламы. По кругу лиц закон распространяется на всех физических и юридических лиц, являющихся субъектами рекламной деятельности (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица).

В то же время в статье 2 Закона дается довольно большой перечень информации, на которую не распространяется действие закона. К такой информации относится:

1) политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;

2) информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5)  вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере,  размещенная на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Иные федеральные законы, содержащие нормы, посвященные правовому регулированию рекламы. К таким актам, прежде всего, относятся:

1)Закон РФ «О защите прав потребителей»;

2)Закон РФ «О средствах массовой информации»;

3)ФЗ РФ «О защите конкуренции»;

4)ФЗ РФ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ»;

5)ФЗ РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

6)ФЗ РФ «О государственном языке РФ»;

и другие.

Подзаконные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты, принимаемые органами государственной исполнительной власти в пределах своих полномочий по вопросам, связанным с правовым регулированием рекламной деятельности. Например, Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения закона «О рекламе», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508.

Таким образом, можно сказать, что в России, в отличие от некоторых европейских государств и США, складывается так называемый «смешанный» способ правового регулирования рекламных отношений: наряду с кодифицированным правовым актом (Закон о рекламе) существуют и другие источники регулирования.

 Анна Арзуманян

31.08.2023
Чем привлекательна профессия веб-дизайнер?

Чтобы сайт оправдывал цель создания — важно добиться хорошей посещаемости

21.12.2023
Особенности настройки рекламы для интернет-магазина автомобильных шин

Аудитория, контент, каналы продвижения, сегментация

18.12.2023
SEO Стратегии для продвижения в Яндексе и Google

Чтобы сайт оправдывал цель создания — важно добиться хорошей посещаемости